В природоохранном ведомстве выступили за введение моратория на рейдовую перевалку грузов в российских территориальных водах. Мера позволит уменьшить количество аварий, считают в министерстве. Его глава Дмитрий Кобылкин уже проинформировал о предложении президента Владимира Путина, рассказали источники РБК. Предусматривается, что перевалка с судна на судно будет разрешена только для сельскохозяйственной продукции. Под вопросом остается перегрузка сжиженного природного газа – ее также могут разрешить. Инсайдеры утверждают, что глава государства предложение Кобылкина поддержал.
Министр считает необходимым внести в законодательство норму, по которой перевалка грузов будет осуществляться исключительно на территории береговых комплексов. Перегружать продукцию с судна на судно можно будет только там, где подобные комплексы отсутствуют. В Федеральном агентстве морского и речного транспорта ранее подсчитали, что в 2018 году за пределами портов было перегружено 40 млн тонн продукции, а в январе-июне прошлого года – 17,5 млн тонн. Как правило, перевалка осуществляется либо путем стыковки судов бортами, либо с использованием портовых комплексов. Рейдовая перевалка составляет примерно 5% от оборота грузов в портах, который в минувшем году превысил 740 млн тонн.
Кобылкин объясняет опасность рейдовых перевалок большим количеством сбоев, которыми они сопровождаются. К примеру, в черноморской акватории произошло 600 аварий, в том числе утечки нефтепродуктов и других химических веществ, следствием чего стало уничтожение рыбы и других морских биоресурсов. Наибольший риск, по оценке министра, несет перевалка нефти с крупнотоннажных танкеров. Ущерб от разлива с таких судов фактически невозможно компенсировать, а спасатели не в состоянии оперативно прибыть к месту ЧП ввиду его удаленности.
Собеседники в Минэнерго говорят, предложение Кобылкина находится в стадии изучения, однако ведомство намерено ходатайствовать об исключении из зоны действия новых правил Северного морского пути. А участники нефтяного рынка предупреждают о сопротивлении отрасли новому порядку, поскольку рейдовая перевалка еще долго будет востребована ими ввиду дефицита глубоководных портов.