Мотыгинский район, раскинувшийся на площади около 20 тыс. кв. км и граничащий с Эвенкией, является одной из самых труднодоступных территорий Красноярского края. Населения мало – около 15 тыс. человек. Что немудрено: кругом одна тайга. С работой, впрочем, относительно хорошо, поскольку муниципалитет богат природными ресурсами. Здесь добывают золото несколько артелей, работает Новоангарский ГОК, производящий свинец и цинк (один из основных налогоплательщиков региона), есть крупное магнезитовое предприятие. Однако, это не делает жизнь в районе комфортной и легкой.
Современная социально-бытовая инфраструктура практически отсутствует. «Местные жители предпринимательством не хотят заниматься. Зачем им это? Проще пойти простым рабочим на драгу, получать свои 70-100 тыс. рублей в месяц, самому не напрягаться. А из других районов сюда никого ничем не заманишь. К нам же не добраться нормально. И нет у муниципалитета достаточных полномочий дать бизнесу такие льготы, чтобы к нам толпой начали рваться», - заявил «Веку» одних из местных чиновников.
Чтобы попасть в райцентр из Красноярска, надо пересечь три реки – Енисей, Тасееву и Ангару. Из них Енисей и Ангара являются одними из крупнейших в России. Летом тут действуют паромы. Зимой помогают ледовые переправы. В этом году стало еще хуже: вышло так, что паромы на Ангаре уже не работали, а лед еще не встал. Единственный способ пересечь воду – небольшие суда на воздушной подушке («хивус»). Но их мало, они старые и вмещают небольшое количество пассажиров. Кроме того, плыть по шуге на них просто опасно. Есть варианты выбираться кружными дорогами по тайге к мосту в соседнем Богучанском районе. Но это крюк в десятки километров. И страшно даже представить, что будет, если в 50-градусный мороз вы заглохнете где-нибудь на лесовозной дороге.
Официальное объяснение: теплая осень и начало зимы. Из-за чего Ангара не замерзла вовремя. Но не последнюю роль, считает простое население, сыграли в этом и текущие сбросы воды на Богучанской ГЭС, пущенной в 2012 году. Общественники склонны думать, что при строительстве плотины этот момент вообще никто, судя по всему, не учитывал. Хотя перед глазами был пример: 300-километровая полынья, которая образуется на Енисее ниже Красноярской ГЭС. На Ангаре теплая полынья в этом году образовалась в районе поселка Рыбное, где идет «мотыгинская дорога жизни», по которой зимой завозят продукты, почту, а также перевозят пассажиров. «Общественные организации не раз предупреждали о социально-экологических рисках для районов, находящихся ниже БоГЭС. В том числе о незамерзающей Ангаре. Жители подавали обращение о строительстве моста через Ангару. Ничего сделано не было. Других официальных дорог нет. Продукты предприниматели перевозят на снегоходах. И никаких заявлений от власти, - рассказал местный активист Алексей Колпаков.
«Почта не может доставить посылки. Ситуация с билетами напряженная. Автобус перевозит до Ангары, там пассажиров переправляют на «хивусах», где ждет другой автобус этого же перевозчика. Он везет людей до реки Тасеева, там аналогично перевозят на другой берег в другой автобус и уже оттуда через Енисей на пароме до Красноярска. Семье из четырех человек, например, чтобы съездить в больницу в Красноярск, выходит в один конец дороже, чем на автомобиле туда и обратно», - рассказал «Веку» местный активист ЛДПР Игорь Петров.
В краевом минтрансе сообщили, что автотранспортная доступность поселка Мотыгино традиционно завязана на соседнем райцентре Богучаны. Это маршрут через поселки Орджоникидзе, Каменка и Ангарский по правому берегу Ангары. В этом году в районе Каменки, учитывая сложившуюся ситуацию, дорожники оперативно «наморозили» зимник через одноименную речку. До этого, кстати, в декабре в реку, проломив тонкий лед, успел провалиться грузовик какого-то смельчака, везшего товары. «Чтобы исключить зависимость транспортного сообщения Мотыгинского района от режимов работы Богучанской ГЭС, поэтапно реализуются мероприятия по развитию этого направления. Так, в эксплуатацию введен мост через реку Иркенеева, который обеспечивает круглогодичную доступность автомобильного транспорта. Рассматривается возможность строительства автодорожного моста через реку Каменка», - говорят в министерстве.
Точечные меры предпринимаются на воздушном направлении. В январе запланированы дополнительные авиарейсы в Мотыгино. Но у населения района все равно крепнет ощущение, что их проблемы никого особо не волнуют. «Режимы наполнения и сработки водохранилищ, пропуск паводков на ГЭС устанавливает Федеральное агентство водных ресурсов с учетом рекомендаций Межведомственной рабочей группы, в состав которой входят представители МЧС, Минсельхоза, Росрыболовства, Росморречфлота, АО «Системный оператор Единой энергетической системы», органов исполнительной власти субъектов Федерации», - кратко прокомментировали ситуацию в пресс-службе БоГЭС.