Северянам приходится прыгать с берега на берег

22315
В Красноярском крае целый муниципальный район оказался в транспортной блокаде. Погодные фокусы не позволили вовремя запустить ледовую переправу. Впрочем, местные жители винят в этом не только глобальное потепление.

Мотыгинский район, раскинувшийся на площади около 20 тыс. кв. км и граничащий с Эвенкией, является одной из самых труднодоступных территорий Красноярского края. Населения мало – около 15 тыс. человек. Что немудрено: кругом одна тайга. С работой, впрочем, относительно хорошо, поскольку муниципалитет богат природными ресурсами. Здесь добывают золото несколько артелей, работает Новоангарский ГОК, производящий свинец и цинк (один из основных налогоплательщиков региона), есть крупное магнезитовое предприятие. Однако, это не делает жизнь в районе комфортной и легкой.

Современная социально-бытовая инфраструктура практически отсутствует. «Местные жители предпринимательством не хотят заниматься. Зачем им это? Проще пойти простым рабочим на драгу, получать свои 70-100 тыс. рублей в месяц, самому не напрягаться. А из других районов сюда никого ничем не заманишь. К нам же не добраться нормально. И нет у муниципалитета достаточных полномочий дать бизнесу такие льготы, чтобы к нам толпой начали рваться», - заявил «Веку» одних из местных чиновников.

Чтобы попасть в райцентр из Красноярска, надо пересечь три реки – Енисей, Тасееву и Ангару. Из них Енисей и Ангара являются одними из крупнейших в России. Летом тут действуют паромы. Зимой помогают ледовые переправы. В этом году стало еще хуже: вышло так, что паромы на Ангаре уже не работали, а лед еще не встал. Единственный способ пересечь воду – небольшие суда на воздушной подушке («хивус»). Но их мало, они старые и вмещают небольшое количество пассажиров. Кроме того, плыть по шуге на них просто опасно. Есть варианты выбираться кружными дорогами по тайге к мосту в соседнем Богучанском районе. Но это крюк в десятки километров. И страшно даже представить, что будет, если в 50-градусный мороз вы заглохнете где-нибудь на лесовозной дороге.

Реклама на веке

Официальное объяснение: теплая осень и начало зимы. Из-за чего Ангара не замерзла вовремя. Но не последнюю роль, считает простое население, сыграли в этом и текущие сбросы воды на Богучанской ГЭС, пущенной в 2012 году. Общественники склонны думать, что при строительстве плотины этот момент вообще никто, судя по всему, не учитывал. Хотя перед глазами был пример: 300-километровая полынья, которая образуется на Енисее ниже Красноярской ГЭС. На Ангаре теплая полынья в этом году образовалась в районе поселка Рыбное, где идет «мотыгинская дорога жизни», по которой зимой завозят продукты, почту, а также перевозят пассажиров. «Общественные организации не раз предупреждали о социально-экологических рисках для районов, находящихся ниже БоГЭС. В том числе о незамерзающей Ангаре. Жители подавали обращение о строительстве моста через Ангару. Ничего сделано не было. Других официальных дорог нет. Продукты предприниматели перевозят на снегоходах. И никаких заявлений от власти, - рассказал местный активист Алексей Колпаков.

«Почта не может доставить посылки. Ситуация с билетами напряженная. Автобус перевозит до Ангары, там пассажиров переправляют на «хивусах», где ждет другой автобус этого же перевозчика. Он везет людей до реки Тасеева, там аналогично перевозят на другой берег в другой автобус и уже оттуда через Енисей на пароме до Красноярска. Семье из четырех человек, например, чтобы съездить в больницу в Красноярск, выходит в один конец дороже, чем на автомобиле туда и обратно», - рассказал «Веку» местный активист ЛДПР Игорь Петров.

В краевом минтрансе сообщили, что автотранспортная доступность поселка Мотыгино традиционно завязана на соседнем райцентре Богучаны. Это маршрут через поселки Орджоникидзе, Каменка и Ангарский по правому берегу Ангары. В этом году в районе Каменки, учитывая сложившуюся ситуацию, дорожники оперативно «наморозили» зимник через одноименную речку. До этого, кстати, в декабре в реку, проломив тонкий лед, успел провалиться грузовик какого-то смельчака, везшего товары. «Чтобы исключить зависимость транспортного сообщения Мотыгинского района от режимов работы Богучанской ГЭС, поэтапно реализуются мероприятия по развитию этого направления. Так, в эксплуатацию введен мост через реку Иркенеева, который обеспечивает круглогодичную доступность автомобильного транспорта. Рассматривается возможность строительства автодорожного моста через реку Каменка», - говорят в министерстве.

Точечные меры предпринимаются на воздушном направлении. В январе запланированы дополнительные авиарейсы в Мотыгино. Но у населения района все равно крепнет ощущение, что их проблемы никого особо не волнуют. «Режимы наполнения и сработки водохранилищ, пропуск паводков на ГЭС устанавливает Федеральное агентство водных ресурсов с учетом рекомендаций Межведомственной рабочей группы, в состав которой входят представители МЧС, Минсельхоза, Росрыболовства, Росморречфлота, АО «Системный оператор Единой энергетической системы», органов исполнительной власти субъектов Федерации», - кратко прокомментировали ситуацию в пресс-службе БоГЭС.

Реклама на веке
Команда Байдена попросила посла в России, назначенного Трампом, остаться на посту В Ярославле и области организована механизированная уборка территории

Гигантский айсберг открыл тайную экосистему в Антарктиде

278
Гигантский айсберг открыл тайную экосистему в Антарктиде
Фото: https://www.sciencealert.com/antarctic-iceberg-breaks-away-to-reveal-a-never-before-seen-ecosystem
Уникальное открытие в Антарктиде: отколовшийся гигантский айсберг обнажил древнюю экосистему с губками, кораллами и неизвестными видами, существовавшую подо льдами сотни лет.

Гигантский айсберг размером с мегаполис откололся от шельфового ледника Георга VI в Антарктиде, обнажив уникальную глубоководную экосистему, скрытую под толщей льда на протяжении, возможно, сотен лет. Международная группа ученых обнаружила на глубине 230 метров процветающее сообщество морских организмов, включая губки, кораллы, анемоны и гидроиды.

Экспедиция в неизвестность

Исследователи из Института океана имени Шмидта, работавшие в этом регионе в январе 2025 года, оперативно изменили планы экспедиции, чтобы изучить вновь открытую область. Используя дистанционно управляемый аппарат SuBastian, они смогли исследовать морское дно, которое до этого момента было скрыто под 150-километровым ледяным покровом.

Реклама на веке

"Мы не ожидали найти такую прекрасную, процветающую экосистему", - признается Патрисия Эскуэте, соруководитель экспедиции из Университета Авейру. По ее словам, некоторые из обнаруженных организмов, особенно крупные губки, вероятно, существуют здесь десятилетиями, если не столетиями.

Загадка выживания

Наиболее удивительным аспектом открытия стало то, что эта экосистема существует в условиях полного отсутствия солнечного света и каких-либо питательных веществ с поверхности. Ученые предполагают, что жизнь здесь поддерживается исключительно за счет океанских течений, приносящих необходимые для выживания вещества.

Технические сложности

Исследование таких экстремальных сред представляет значительные технические трудности:

- Навигация возможна только с помощью акустических систем

- Экстремальное давление и низкие температуры

- Ограниченное время для работы аппаратов

Несмотря на это, ученым удалось собрать многочисленные образцы и данные, которые теперь предстоит анализировать.

Историческое значение

Александр Монтелли из Университетского колледжа Лондона отмечает: "Это первое в истории комплексное исследование экосистемы, только что освободившейся из-под антарктического льда". Открытие дает уникальную возможность изучить, как морская жизнь адаптируется к экстремальным условиям и как развиваются экосистемы после освобождения ото льда.

Перспективы исследований

Ученым предстоит:

1. Описать потенциально новые виды организмов

2. Изучить механизмы их выживания

3. Понять, как быстро меняются такие экосистемы

4. Сравнить с районами, освободившимися ото льда ранее

Экологическое значение

Открытие проливает свет на удивительную способность жизни существовать в самых экстремальных условиях Земли. Эти исследования помогают понять, как морские экосистемы могут реагировать на климатические изменения и отступление антарктических льдов.

Будущие экспедиции

Ученые планируют продолжить изучение региона, используя новейшие технологии дистанционного зондирования. Особый интерес представляет вопрос - как быстро новые виды колонизируют освободившиеся ото льда территории и какие факторы влияют на этот процесс.

Реклама на веке
Парацетамол может влиять на нашу склонность к риску: результаты нового исследования
Реклама на веке
Реклама на веке