Сказ о том, как казаки поклонились турецкому султану

Порошенко пошел на президентские выборы с религиозной карты. В эти дни президент Украины совершает турне по западным областям, выступая на митингах и рекламируя томос Вселенского патриарха Варфоломея.

Все будет томос

Комсомольский задор, с которым Порошенко рекламирует так называемый томос о создании автокефальной поместной церкви, говорит о том, что эта тема будет одной из центральных в предвыборной кампании украинского президента. Порошенко начал турне по Украине, которое СМИ окрестили «томос-туром». 14 января Порошенко с группой поддержки выступал в Ровно, 15-го января - в Луцке (Волынская область на западе Украины). В среду, 16 числа, Порошенко посетил Борисполь (Киевская область), где заявил, что «это объединение - без какого-либо давления со стороны государства».

«333 года украинская церковь была под московским ярмом! И Божьей волей и Божьим благословением сейчас это московское ярмо с украинского народа, с украинских православных снято. И об этом свидетельствует этот исторический документ, который благословением предстоятеля нашей церкви блаженнейшего митрополита Епифания находится в Луцке! Для чего? Для того, чтобы все верующие имели возможность подойти, приблизиться и обрадоваться. Обрадоваться появлению объединенной нашей автокефальной поместной православной церкви», - заявил Порошенко в Луцке.

Реклама на веке

«В мире сейчас есть 15 звезд как 15 поместных церквей. И среди этих звезд - очень яркая звезда нашей церкви. Наконец! Церкви, которая канонична, церкви, которая признается мировым православием, включительно с его всесвятостью Вселенским патриархом и святейшим Вселенским православным собором», - пояснил президент Украины.

Цитата Порошенко хороша тем, что от нее можно отталкиваться, чтобы полностью изучить историю с указом константинопольского патриарха Варфоломея, учредившего Святейшую церковь Украины (СЦУ).

Итак, томос - это указ, регламентирующий устройство церковной жизни. 6 января 2019 года украинская делегация, в которую вошли сам Петр Порошенко, спикер Верховной Рады Андрей Парубий и практически все министры правительства Украины, посетила Стамбул, где предстоятель Константинопольской православной церкви Варфоломей подписал томос об автокефалии.

Поэтому слово «томос» в речах Порошенко точно соответствует истине. А вот дальше начинаются вопросы…

Вопросы и ответы

Начнем с того, что Порошенко говорит об автокефальной поместной церкви. Однако на сайте Вселенского патриархата новой структуры нет в списке православных церквей. Есть три патриархата - Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский, есть 10 православных поместных церквей, включая Русскую православную церковь. А вот Святейшей церкви Украины нет. Как нет ее и в списке, где перечисляются автономные церкви - Православная церковь Эстонии и Православная церковь Финляндии.

Как уже говорилось, сам Порошенко постоянно отмечает, что томос - это результат объединительного собора, который состоялся 15 декабря 2018 года в Софийском соборе в Киеве. И сразу же возникает вопрос: считать такой собор объединительным или учредительным? Ведь о создании новой религиозной структуры заявили «Киевский патриархат» и «Украинская автокефальная православная церковь», которые кроме Константинопольского патриархата не признает ни одна православная церковь мира. Да и Константинополь признает их только потому, что ему это выгодно.

Самая многочисленная конфессия в лице Украинской православной церкви (Московского патриархата) в мероприятии 15 декабря не участвовала. Действительно, на заседание прибыли Симеон (Шостацкий) и Александр (Драбинко), сделавшие карьеру в Украинской православной церкви, но, как выяснилось, накануне Синод УПЦ лишил их званий, поэтому в Софийский собор они явились как иерархи Вселенского патриархата.

Далее, согласно указу Варфоломея, СЦУ должен возглавить митрополит Киевский и всея Украины, в то время как предстоятель поместной церкви именуется патриархом.

Что касается своего статуса, то СЦУ выглядит как подчиненная структура Вселенского патриарха:

- не имеет права создавать приходы за пределами Украины. Поэтому все приходы «Киевского патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви», которые 15 декабря в Софийском соборе в Киеве провели учредительный съезд, должны перейти в состав Вселенского патриархата. И это одно из «яблок раздора», которое может сыграть свою роль в будущем;

- Вселенский патриархат в качестве высшей административной инстанции будет рассматривать все внутренние споры СЦУ;

- СЦУ будет закупать миро (смесь для помазания во время таинств) в Стамбуле. До этого, например, в «Киевском патриархате» варили его самостоятельно. УПЦ получает миро в Москве на безвозмездной основе.

Три параллельные структуры

А еще Варфоломей своим указом создал на территории Украины сразу три вертикальные структуры - собственно, СЦУ, экзархат (т. е. свой зарубежный филиал) и ставропигию (т. е. храмы, монастыри и приходы, которые напрямую подчиняются Константинопольскому патриарху). «Права Вселенского престола на экзархат в Украине и священные ставропигии сохраняются и не могут быть уменьшены», - гласит цитата томоса за подписью Варфоломея. Какая-либо официальная информация отсутствует, но украинские СМИ на правах инсайда сообщают, что в начале ноября Порошенко и Варфоломей подписали соглашение о передаче под прямую юрисдикцию Константинопольского патриарха сразу 12 храмов и монастырей. И это еще один камень преткновения, ведь Константинопольский патриарх уже получил контроль над Андреевской церковью, которая ранее контролировалась «Украинской автокефальной православной церковью».

Да и слова Порошенко о том, что новая церковь «признается Вселенским православным собором», являются то ли неправдой, то ли оговоркой. Последний по времени Вселенский православный собор проходил на Крите в 2016 году, когда еще и речи не шло о создании автокефальной украинской церкви.

Варфоломей также обратился ко всем православным церквям с призывом признать СЦУ в качестве своей равноправной «сестры» - «провозглашаем установленную в границах территории Украины Автокефальную Церковь нашей духовной дочерью и призываем все мировые Православные Церкви признавать ее как сестру и упоминать ее под именем «Святейшая Церковь Украины». Однако на сегодняшний момент ни одна из поместных церквей не признала СЦУ.

В завершение патриарх Варфоломей и Синод Константинопольского патриархата увековечили в тексте и самого президента Порошенко. Документ гласит, что томос выдается «в точной и идентичной копии Блаженнейшему Предстоятелю Святейшей Церкви Украины митрополиту Епифанию и Его превосходительству Президенту Украины господину Петру Порошенко для вечного доказательства и постоянного представления».

К слову, экскурс в историю позволяет провести параллели с предшественниками Варфоломея, проясняющие ряд моментов в тексте томоса. Так, его далекий предшественник Агафангел (1826 - 1830) рьяно отстаивал, что только Константинопольский патриарх имеет право совершать мироварение.

А еще среди поместных церквей интересно обратить внимание на позицию Польской православной церкви. Священный Синод Польской православной церкви выступил резко против действий Варфоломея, подчеркнув, что «в Украине существуют определенные группы раскольников, которые сперва должны покаяться и вернуться в лоно Канонической Церкви». По мнению Синода, «только после этого станет возможным обсуждение автокефалии. <…> Мы не можем руководствоваться политической конъюнктурой в вопросах догм и канонов».

Примечательно, что сама Польская православная церковь получила автокефалию от Константинопольского патриарха. Это произошло в 1924 году, автокефалию польской церкви, до этого находившейся под юрисдикцией Московского патриархата, даровал один из предшественников Варфоломея - Константинопольский патриарх Григорий VII.

В завершение под аккомпанемент речей Порошенко о «Божьей воле» и «историческом событии» началась волна захватов храмов Украинской православной церкви. И это еще до заявленного на 17 января голосования в Верховной Раде за т. н. «закон о церковном рейдерстве». Ожидается, что в четверг спикер Верховной Рады поставит на голосование законопроект, определяющий порядок передачи храмов и приходов от одной церковной конфессии к другой. Впрочем, многие решили не ждать - в начале января были захвачены два храма на Западной Украине, а затем такие случаи пошли лавиной. В среду, 16 января, в селе Шандровец (Львовская область) глава местного сельсовета и его друзья выломали двери и ворвались в храм УПЦ. В тот же день отряд радикалов С-14 вместе со служителями ПЦУ захватили храм в селе Оленовка (Черниговская область). И в первом, и во втором случае полиция, как водится, бездействовала, зато активничали главы районных государственных администраций. Например, глава Борзнянской районной администрации Вера Проскура лично подписала протокол о том, что местная община проголосовала за переход в ПЦУ. Хотя, по словам местных жителей, за переход в церковь Епифания высказались 26 человек из 100 присутствовавших.

В принципе, дальше ситуация будет развиваться именно по этому шаблону. А Украина получила еще одну конфликтную тему, поставившую миллионы украинцев по разные стороны баррикад.

Дмитрий Скворцов, православный публицист:

В уставе никоим образом не прописано, на каком языке СЦУ будет вести богослужения. Значит, можно вести на любом канонически утвержденном языке - на греческом, на латыни, на старославянском. Поскольку они признали Филарета каноническим иерархом, значит, могут и на украинском.

Вселенский патриархат признал Филарета в том звании, в котором он был на момент наложения прещений, т. е. по умолчанию признали его митрополитом.

Что касается святых, то практически нет русских святых, признанных Вселенским патриархатом. За исключением разве что Иоанна Русского, который признан и РПЦ, и Константинопольской церковью, потому что он обрел святость в турецком плену. У «Киевского патриархата» был свой сонм святых, в который в принципе входили и все святые, признанные РПЦ. Поскольку этот вопрос не прописан в томосе, то по умолчанию принимаются те святые, которые были и в так называемом «Киевском патриархате», и в так называемой «Украинской автокефальной православной церкви».

Томос также гласит, что на территории Украины, кроме новосозданной СЦУ, будут экзархаты и ставропигии. Экзархат - это зарубежное церковное образование по отношению к основной церкви.

И в этом ключе важен не факт наличия экзархата, а факт того, что прямо признается: основная церковь - это Константинопольский патриархат. То есть это еще один косвенный признак того, что СЦУ не является автокефальной. Кроме того, на территории поместной церкви будут действовать ставропигии - т. е. образования другой поместной церкви. А это отрицает само понятие поместной церкви для СЦУ.

Например, несмотря на взаимосвязи УПЦ и РПЦ на территории Украины нет никакой стравропигии патриарха Московского и всея Руси, все лавры подчиняются митрополиту Киевскому и всея Украины. А Стамбул устанавливает здесь ставропигии, при этом называя украинскую СЦУ «автокефальной».

Что касается мироварения, то данный процесс имеет сакральное значение. Миро - священно, им помазываются не только христиане во время соответствующих таинств. Когда закладываются храмы, они освящаются тоже миром. То есть, когда на территории Украины будут закладываться и освящаться храмы, то освящать их будет канонический патриарх Константинопольский, а не Епифаний.

Есть еще один интересный аспект. Если в СЦУ решат заниматься самодеятельностью и попытаются переиначить устав, то они не получат миро от Константинопольского патриархата. И, в конце концов, у них не будет вещества для совершения таинств. Молиться человек может везде, но храм - это место для совершения таинств. Поэтому норма о покупке миро у Константинополя - это элемент шантажа. И если Константинополь откажется давать миро - через месяц на территории Украины исчезнет смысл церкви как таковой.

Реклама на веке
Билеты со скидкой на Дальний Восток распродали за неделю Минфин США снимет санкции с Дерипаски