Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ подготовили новое исследование, посвященное оценке деятельности мэров столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров Российской Федерации за август-сентябрь 2018 года.
Вслед за ним в Национальном рейтинге мэров следуют главы Уфы и Казани
Настоящее исследование проведено ЦИК «Рейтинг» в партнерстве с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации.
Его объектами являются мэры 88 городов России. В их число входят руководители столиц всех субъектов РФ с добавлением представителей пяти крупных финансово-экономических центров: Магнитогорска, Набережных Челнов, Новокузнецка, Сочи, Тольятти. В рейтинг не включены представители Московской и Ленинградской областей в связи с отсутствием у этих регионов собственных административных центров.
Понятие «мэр» не имеет единого значения в различных субъектах России. Под «мэрами» в исследовании понимаются избранные населением главы городов либо, при их отсутствии, те из руководителей, в официальной должности которых содержится определение «мэр». Муниципалитеты, для которых не подходят оба эти варианта, в рейтинге представляют руководители городских администраций (основываясь на изначальном значении слова «мэр»).
Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, а также заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении релевантности результатов, в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но и людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге мэров» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов различной профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав, кроме того, позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.
Анкеты, рассылаемые экспертам, не только давали им возможность формально оценить работу того или иного мэра, но и предлагали обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют выявить причины успеха или неудачи муниципальных руководителей в глазах экспертов. Именно анкеты являются основным источником, на основании которого выстраиваются таблицы исследования, формулируются тексты его аналитической части.
Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение о работе того или иного мэра, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой в рейтинге одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений экспертного сообщества. При этом эксперты, высказывают своё мнение в «Национальном рейтинге» не зная итоговых результатов исследования.
В таблицах рейтинга обозначены те мэры, которые находятся на своём посту на момент обнародования исследования. Если ротация мэров произошла незадолго до публикации, эксперты имеют возможность дать положительную или отрицательную оценку происшедшему событию, определить своё отношение к новому мэру, в сравнении с предыдущим и т.п.
В случае с городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) в «Национальном рейтинге мэров» делается акцент на отношении к их руководителям как к градоначальникам, а не как к главам субъектов. Хотя, безусловно, не всегда экспертам удается отделить местную и региональную повестку от федеральной.
Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса мэра («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).
Андрей КОЛЯДИН
Политолог, начальник Департамента региональной политики Управления Президента РФ по внутренней политике (2009 — 2010 гг.)
Таких вариантов, которые позволяли назначать людей, близких региональной власти, было несколько. И целью такой системы было прямое влияние региональной власти на данных мэров и предотвращение противоречий, которые были в своё время и в Самарской области, и в Нижнем Новгороде, и в Приморье, и в целом ряде других регионов.
Однако современная история всё равно готовит сюрпризы. Мы видим, как в Якутии избирается очень популярный, известный и любимый людьми губернатор Айсен Николаев, которого давно уже можно было выдвинуть на этот пост. Но при этом на его место главы Якутска народ избирает никому незнакомую «техническую девочку».
Это тоже протестное голосование.
Поэтому я думаю, что те люди, которые назначены не через прямые выборы, готовы встроиться в сложившуюся ситуацию. Думаю, что они не будут противостоять представителям ЛДПР, коммунистам и другим неожиданным выходцам из иных партий, как это произошло сразу в четырёх субъектах РФ, а будут сотрудничать с новыми губернаторами, которых выбрал народ.
Но мне кажется, с точки зрения сохранения государства, сохранения вертикали власти, необходимо возвращать прямые всенародные выборы мэров. Это послужит как раз тем самым основанием, которое позволит спустить пар, уменьшив накал протеста у людей.
Да, конечно, могут возникнуть всякие противоречия между региональной властью и властью муниципальной. Но поверьте, политическая конкуренция – это неплохо. Она не уничтожает регион. Она заставляет существовать политическую жизнь на нашей территории и втягивает жизнь в водоворот — люди активно участвуют в политической жизни вместо того, чтобы ненавидеть государство и «точить вилы», выходя на улицу против него. Происходит некая сублимация политических настроений через те политические конфликты, которые бывают на территориях. Это не плохо.
Светлана РАЗВОРОТНЕВА
Общественный деятель, исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль». Член Центрального Совета «Всероссийского Совета местного самоуправления»
В августе-сентябре ситуация в сфере местного самоуправления продолжает оставаться неизменной. Сохраняется тенденция по фактическому сращиванию региональных органов власти и власти в крупных областных центрах. Достаточно часто представители регионального правительства делегируются руководителем субъекта РФ на должность мэра. При этом работа в органах местного самоуправления для таких выдвиженцев является одной из последовательных ступенек карьерной лестницы, продвигаясь по которой они нередко перемещаются на более высокие позиции в региональных органах власти. Выборы, прошедшие в сентябре в ряде регионов (Воронежская область, Самарская область, Магаданская область и другие) наглядно демонстрируют, что сегодня корпус мэров больше чем когда-либо рассматривается руководством страны как кадровый резерв для формирования губернаторского корпуса.
Национальные проекты, формируемые на основании Майского указа, также способствуют выстраиванию единой властно-финансовой вертикали для органов власти всех уровней. Выполнение поставленных задач требует согласованных действий региональных и местных руководителей. Этому в немалой степени способствует централизация финансирования. Один из самых ярких примеров — реализация программы «комфортная городская среда». Благоустройство всегда было одним из ключевых полномочий местных органов власти. Появление централизованного финансирования на данный национальный проект, с одной стороны, увеличило возможности муниципалитетов, с другой – ограничило свободу маневра, поставило в более жесткие рамки требований и отчетности. Такая же тенденция наблюдается и в других сферах, за которые отвечают муниципальные власти.
В федеральные и региональные законы вносится все больше поправок, которые напрямую регулируют решения и действия органов местного самоуправления. Всё это приводит к тому, что они в еще большей степени становятся подразделением органов государственной власти, а не самостоятельной и независимой «самоорганизацией граждан».
Видимо в этой связи все более модной темой обсуждения становится развитие территориального общественного самоуправления. Именно на этом уровне еще может проявляться общественная инициатива и практика самоуправления. Однако без реальных источников финансирования работа ТОС не может быть эффективной. И большинство ТОСов по разным причинам такого финансирования не имеют.
Сергей СМИРНОВ
Политолог, Генеральный директор фонда «Прикладная политология», исполнительный директор филиала Клуба политического действия «4 ноября» (г. Ростов-на-Дону)
Результаты выборов в четырех регионах я бы не называл провалом губернаторов или «Единой России». Это скорее провал конкретных руководителей, которые решили, что для победы на выборах достаточно получить даже не поддержку, а просто одобрение (даже не публичное) Кремля. Второе заблуждение проигравших губернаторов — что регулярно отчитываться надо только перед президентом. А перед избирателями — только за пару месяцев до выборов. И вообще про выборы можно вспоминать лишь за пару месяцев до дня голосования. Или вообще не заморачиваться проблемами коммуникации с избирателями, потому что «меня и так все знают, я уже 15 лет руковожу регионом».
При этом не работает хорошо зарекомендовавшая себя ещё много лет назад технология, когда на муниципальных выборах губернатор поддерживает кандидатов в мэры, а на губернаторских выборах ранее избранные мэры агитируют за губернатора. Не прошедшие через прямые выборы главы администраций городов за редким исключением не умеют, да и не особо хотят, взаимодействовать с избирателями (для них важнее успешно отчитаться перед губернатором и городской Думой). А главы городов (также за редким исключением) уже не политики и не особо влияют на настроения избирателей в своих городах. При этом они зачастую находятся в состоянии перманентного конфликта, потому что никак не определятся, кто в городе главный. Поэтому местное самоуправление в качестве электорального ресурса на губернаторских выборах в последнее время работает всё менее и менее эффективно.
Владимир ШАПОВАЛОВ
Политолог, директор Института политики, права и социального развития Московского государственного гуманитарного университета имени М.А.Шолохова
Последние месяцы в России проходят под знаком очень серьезной дискуссии, касающейся социальной проблематики и повышения пенсионного возраста. Эта тема относится ко всем ветвям власти и не минует муниципального уровня. Учитывая определенный рост критических настроений в обществе, связанный с необходимостью проведения данной реформы, а также высокую степень активности в этой связи населения, я бы посоветовал мэрам активно анализировать ситуацию на предмет тех или иных настроений общества, вступать в общение с людьми, повышать уровень коммуникации с жителями для того, чтобы снять те или иные вопросы.
Руководителей местного уровня не должны успокаивать выступления президента и губернаторов на данную тему. Как самое близкое к простым людям чиновничье звено городские начальники могут разъяснить суть предложенных правительством РФ изменений. Открыто обсуждая данную тему, мэру будет проще анализировать ситуацию в своём муниципалитете на предмет перспектив социальной политики в целом.
Уходящий избирательный период, в основном завершившийся в единый день голосования 9 сентября, выявил и ряд интересных тенденций. Так, интересная ситуация сложилась в некоторых муниципалитетах. На фоне второго губернаторского тура в Хабаровском крае, когда на уровне субъекта грядущий результат не очевиден для «Единой России», в то же самое время на выборах главы Хабаровска уверенно победил представитель партии власти. Это может создать очень интересную политическую ситуацию. То же самое можно сказать о Хакассии, где кандидатам предстоит второй тур.
Очевидно, что главам всех муниципалитетов, с одной стороны, нужно готовиться к повышению активности населения в связи с той социальной повесткой, которая сейчас сформирована. А с другой — к повышению уровня конкуренции, нельзя почивать на лаврах. Достаточно высокий градус активности общества усиливает позиции оппонентов, прежде всего, представителей левых партий, и действующие мэры представители «Единой России» должны быть готовы к данному повышению уровня конкуренции.
Сергей ЗАСЛАВСКИЙ
Юрист, научный руководитель Центра общественно-политических проектов и коммуникаций
Обновление губернаторского корпуса в двух регионах второго тура (Хабаровском крае и Владимирской области) и ожидаемое обновление в Хакасии (Приморье, где в декабре пройдут повторные выборы, пока тема отдельная) с неизбежностью поставит перед новыми главами регионов вопрос об отношениях с главами муниципальных районов и городов, в том числе с мэрами административных центров. Тема изначально непростая. Ведь принесший им победу феномен суммирования протестных голосов, голосования от противного, фактор хоть и судьбоносный для них лично, но конъюнктурный. А впереди срок полномочий и освоение доселе неизвестного управленческого функционала.
По своему предыдущему опыту победившие кандидаты не вписаны в вертикаль власти, они формировались как публичные политики, предприниматели, но управленческий опыт руководства регионом, опыт работы «на земле» – это совершенно другое. Поэтому, прежде всего, им предстоит проверка на прочность в установлении и выстраивании отношений с главами городов и районов: вопрос о том, кто в доме хозяин, по факту не очевиден. Поскольку их появление в кресле губернатора во многом случайно, то и воспринимать их в качестве людей ресурсных, пользующихся расположением федерального центра, на первых порах никто не станет. Для них алгоритмы взаимодействия регионального и местного уровня властей власти – изначально улица с двусторонним движением.
Особенность ситуации и в том, что победившие на выборах кандидаты не имеют своих управленческих команд, которые могли бы с успехом заменить действующих глав муниципалитетов. Разговоры про партийные коалиции КПРФ и ЛДПР в трех регионах пока что вызывают изрядную долю скепсиса: в обеих партиях кадровая скамейка запасных эффективных управленцев по определению куцая. И без «заемных» компетентных кадров сформировать эффективную команду невозможно, не говоря уже о том, чтобы развивать свой успех на местах, выстраивая под себя управленческую вертикаль из единомышленников.
Победив, оппозиционные кандидаты получили ключевую управленческую должность, но отнюдь не полноту власти в том или ином субъекте федерации. Потерпевшая локальное поражение «Единая Россия» из регионов никуда не уходит, она остается в них ведущей политической силой, силой опирающейся на поддержку федерального центра и обладающей большинством в региональном парламенте и на местах. Многие муниципальные депутаты и главы местного самоуправления от ЕР – как раз те люди, которые дали зеленый свет оппозиционным кандидатам, подписались за них при прохождении «муниципального фильтра», пусть оценивая их на тот момент как кандидатов технических, не имеющих шансов победить, но все же… Диктовать свои правила поведения здесь едва ли получится, стало быть, на первых порах придется маневрировать и втягиваться в тонкую игру обмена ресурсами. И, похоже, созидательный, конструктивный потенциал «муниципального фильтра» в этих условиях заиграет новыми красками.
Первая группа рейтинга
Нынешний «Национальный рейтинг» будет опубликован накануне решения о переходе одного из лидеров исследования, Ирека Ялалова (Уфа), на другую должность. Мэр столицы Башкорт*остана возглавлял город с конца 2010 по 2018 гг. Это солидный срок, за который он сумел проявить себя как один из самых авторитетных руководителей российских мегаполисов, как умелый публичный политик и эффективный управленец.
Его назначение в 2010 году министром ЖКХ региона и продвижение в администрацию города было инициировано Рустэмом Хамитовым. Среди основных достижений мэра эксперты называют качественный рост инфраструктуры Уфы, а также внедрение современных подходов по взаимодействию общества и власти. За эти годы существенно повысился общий уровень сотрудничества городских и республиканских властей, что позволило успешно провести в 2015 году международные форумы ШОС и БРИКС, имеющие стратегически важное значение для федерального центра, а теперь ежегодно проводить это мероприятие в формате форумов малого бизнеса.
Ряд СМИ сообщали о разногласиях главы Башкирии с Иреком Ялаловым в 2017 и 2018 годах, однако большинство экспертов полагают, что Ирек Ишмухаметович все эти годы неизменно оставался членом команды Рустэма Хамитова.
В условиях хронического недофинансирования российских регионов, мегаполисам, действительно, не хватает ресурсов для развития. За время руководства городом Иреку Ялалову неоднократно удавалось лоббировать необходимые для Уфы решения, в том числе и увеличивать финансирование муниципалитета.
В рассматриваемый период Ирек Ялалов по согласованию с главой республики принимал участие в качестве «паровоза» «Единой России» в выборах в Госсобрание. Участие мэра в электоральном цикле завершилось достаточно успешно (единороссы получили 79 из 110 мандатов в Госсобрание). Легитимности выборов во многом способствовала прекрасная готовность к ним административного центра Башкортостана. В частности, 94% городских избирательные участков были оснащены комплексами обработки избирательных бюллетеней (в других городах субъекта — 70%).
После завершения выборов Ирек Ялалов заявил, что ему неоднократно поступали предложения поработать на федеральном уровне, и сейчас он склонен принять одно из них. По имеющейся информации, Ирек Ялалов будет представлять Башкортостан в Совете Федерации. Переход Ирека Ялалова в Совет Федерации не означает завершение его политической карьеры. Политик обладает значительным федеральным бэк-граундом и спустя некоторое время еще может вернуться на руководящие посты в республике. При этом многие эксперты подчёркивают, что переход на другую должность Ирека Ялалова явился плодом межэлитных договоренностей и был согласован с первым лицом республики.
«Национальный рейтинг» будет опубликован непосредственно перед предполагаемой датой определения муниципальными депутатами мэра Тюмени. Тем не менее большинство экспертов безоговорочно отдают победу нынешнему врио главы администрации Руслану Кухаруку. Верно или нет, но другому кандидату, Владимиру Третьякову, заместителю директора областного департамента имущественных отношений, «гласом народным» отводится роль дублёра. Выборы мэра знаменуют переход в Тюмени с двуглавой на одноглавую систему управления: упраздняется разделение городских руководителей на главу города (председателя Гордумы) и главу администрации, т.е. сити-менеджера. Подобное преобразование как обычно, большинство экспертов «Национального рейтинга» восприняло одобрительно.
Назначение Руслана Кухарука секретарем городского отделения «Единой России» также многозначительно намекает на то, кто станет мэром: до него в течение многих лет этот партийный пост занимал Александр Моор, бывший мэр, а ныне глава региона.
В городском парламенте, по итогам состоявшихся 9 сентября выборов, состав депутатов обновился более, чем на половину. Тем не менее большая их часть продолжает контролироваться «Единой Россией», что, в частности, практически сводит к нулю шансы на неожиданные эксцессы при выборах мэра.
Среди прочих событий городской жизни эксперты наиболее часто упоминали представление прокуратуры Руслану Кухаруку и открытие крупного предприятия по сортировке мусора. Прокуратура потребовала от мэрии резко увеличить сезонную высадку деревьев. В представлении отмечается, что вместо положенных 16 кв. м зеленых насаждений в городе, в настоящий момент имеется только 4,73 кв.м. Оценивая пуск мусоросортировочного завода, некоторые эксперты особо подчеркнули, что в отличие от мусоросжигательных заводов, данный проект не будет усугублять экологическую обстановку, но только способствовать её улучшению. Противоположная точка зрения представлена в единичных случаях.
Горсовет вновь избрал мэром Константина Полежаева (Белгород). Это ключевое событие, на котором сосредоточили внимание практически все эксперты «Национального рейтинга». По мнению некоторых из них, оно явилось следствием того, что племянник губернатора не стал претендовать на пост градоначальника. Полученные 32 голоса муниципальных депутатов из 39 — хороший результат для Константина Полежаева. С учётом того, что на «единороссов» приходится 29 мандатов, эксперты делают вывод, что управляемость муниципальным законодательным органом будет оставаться на высоком уровне. Во всяком случае, почти все эксперты уверены, что всё в городе останется, как было.
Николай Булакин (Абакан) вновь победил на всенародных выборах мэра. Хотя результат оказался существенно хуже, чем в предыдущей кампании, его всё же следует признать более чем достойным – 68% голосов избирателей были отданы за него в нынешнее весьма непростое время в весьма непростом субъекте РФ. С учётом провала, который произошел с действующим руководителем на выборах главы региона, многие эксперты вновь обратили внимание на интересный диссонанс в таблицах «Национального рейтинга». При том, что Николай Булакин постоянно занимал среди мэров очень достойные места, глава региона Виктор Зимин традиционно находился в группе отстающих, порой соскальзывая в ней даже на последнее место. Результаты выборов наглядно показали не случайность и обоснованность таких оценок. Хотя о противостоянии мэра и главы не было и речи, а сам Николай Булакин на выборах агитировал за своего неформального шефа, участвовал с ним в совместных акциях (например, катался в первом в Хакасии электробусе), Виктору Зимину это совсем не помогло, а самому Николаю Генриховичу отнюдь не помешало. Плохой новостью для старого-нового мэра явилось ослабление позиций «Единой России» в городском совете депутатов и политически пестрый шестипартийный состав этого органа. А хорошей новостью стало то, что единороссы всё же сохранили в нём большинство. Многие эксперты уверены, что совсем без коллизий в отношениях с муниципальными законодателями у Николая Булакина не обойдётся, но серьезного противостояния, скорее всего, не будет. Хотя не следует забывать, что и в своем старом составе горсовет Абакана проявил изрядную самостоятельность, выступив против пенсионной реформы. Поэтому далеко не все эксперты уверены в мирном сосуществовании новых муниципальных законодателей со старой муниципальной администрацией. Другой коллизией является вопрос, как Николай Булакин сможет выстроить отношения с республиканским руководством после ухода Виктора Зимина. Однако в настоящий момент победа на выборах обеспечила прогресс мэра Абакана в «Национальном рейтинге».
Два события выигрышные для Евгения Первышова (Краснодар) произошли в конце рассматриваемого периода: празднование 225-летнего юбилея города и официальное включение Краснодара в число населённых пунктов, в которых проживает более миллиона жителей. Борьба местных чиновников за вожделенный статус длилась несколько лет. Некоторые эксперты полагают, что дело тут не только в амбициях, но и в некотором увеличении лоббистких возможностей, — чем больше город, тем больше от его имени можно просить у федеральных властей.
Немалый резонанс вызвало обсуждение идеи включения части Адыгеи в краснодарскую агломерацию, инициированное региональными властями. По крайней мере с точки зрения дальнейшего увеличения численности населения это открывает новые заманчивые перспективы. Однако сам Евгений Первышов отнесся к данной идее прохладно, сделав акцент на сложности подобной интеграции и необходимости её тщательной предварительной проработки.
Эксперты отметили ужесточение позиции мэра в вопросе сохранения исторического центра Краснодара; обнародованные планы строительства нового онкоцентра в медицинском кластере; перемещение в пригород из исторического части Краснодара первой городской больницы и намерение муниципальных властей за год создать 1,8 тысяч новых мест в дошкольных учреждениях.
Благодаря этой информации Евгений Первышов улучшил положение в «Национальном рейтинге».
Несмотря на противоречивость оценок, полученных от экспертов, Сергей Дугин (Барнаул) продолжает чувствовать себя в «Национальном рейтинге» достаточно уверенно.
Важным для мэра признанием явилась победа города в XI Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». Позитивно настроенные эксперты подчеркивают, что в Барнауле уже в течение пяти лет нет муниципального долга перед кредиторами. С оптимизмом воспринимается информация о постоянном росте привлеченных средств в рамках федерального и краевого софинансирования различных городских проектов. В частности, отмечаются работы, проведенные в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги».
Главным негативным фактором, отмеченным экспертами, стал коррупционный скандал с главой МУПа «Городское зеленое хозяйство» Сергеем Гончаровым. Кроме того, значительные опасения вызывает возможная застройка площади Сахарова в центре Барнаула и плохое качество работ в «туркластере». Кроме того, в качестве стратегической проблемы городского хозяйства называется износ коммунальных сетей, а сам Сергей Дугин критически настроенными экспертами характеризуется как фигура абсолютно несамостоятельная.
В августе-сентябре положительные и негативные оценки почти уравновесили друг друга, но никто из более удачливых мэров не сумел обойти Сергея Дугина в таблице – дела у большинства градоначальников сегодня идут не самым лучшим образом.
Эксперты, позитивно настроенные к Сергею Бердникову (Магнитогорск), живо откликнулись на победу города в Национальной премии «Бизнес-успех», вручаемой за лучшие практики по улучшению инвестиционного климата и поддержки предпринимателей. Другой ключевой темой стали активные дорожные работы, проводимые в Магнитогорске. К более частным сюжетам относятся масштабные работы по благоустройству детских садов (замена оконных блоков), инициатором которых был лично Сергей Бердников.
Разноречивые, хотя и не слишком многочисленные отклики получила разработка Стратегии социально-экономического развития Магнитогорска до 2035 года.
Часть экспертов крайне негативно реагируют на продолжающиеся увольнения в городской администрации, при этом другая часть не менее последовательно эти увольнения поддерживает. Важнейшей стратегической проблемой Магнитогорска остаётся экология.
При этом следует учитывать, что существенное укрепление позиций мэра в «Национальном рейтинге» связано не только с преобладанием у него на этот раз положительных оценок. Сразу несколько представителей городов, находящихся по соседству с Сергеем Бердниковым в таблицах исследования, резко ухудшили свои показатели. Это придало положительному тренду магнитогорского мэра дополнительное ускорение.
Сергей Кравчук (Хабаровск) сменил на посту Александра Соколова, управлявшего городом 18 лет. Безусловно, со всех точек зрения замену эту эксперты не могут считать равноценной. Оценки Сергея Анатольевича пока достаточно осторожны, и он, конечно, проигрывает своему предшественнику. Однако в сравнении с подавляющим большинством других мэров, участвующих в «Национальном рейтинге», Сергей Кравчук обладает одним важным преимуществом: он стал градоначальником в результате всенародного голосования. Пикантность ситуации придает провал на выборах действующего главы региона Вячеслава Шпорта. С одной стороны, являясь ставленником «партии власти» Сергей Кравчук может испытать понятные трудности в выстраивании отношений с новым руководством. С другой, в этой ситуации статус народного избранника послужит для него надежным щитом. Изначально новоизбранный мэр заявлял, что не намерен затевать кадровые пертурбации в городской администрации. Всё шло к тому, что реальная политика мэрии должна оставаться прежней, да ещё под присмотром прежнего мэра Александра Соколова. Для этого требовалось только одно – переизбрание старого главы региона. Теперь точно можно сказать одно: подобного тихого преемственного сценария в Хабаровске не будет.
В целом позитивным оказался рассматриваемый период для Сергея Чеботарёва (Тамбов).
По отзывам экспертов, успешно прошёл отчет градоначальника перед муниципальными депутатами, во время которого он напомнил о значимых успехах своего не очень продолжительного «правления». Таких, например, как открытие перинатального центра, крупнейшего в стране центра единоборств и т.п.
При этом лестные слова в адрес мэра высказал глава региона, что всегда укрепляет аппаратные позиции любого чиновника, в том числе и муниципального. Александр Никитин пообещал Сергею Чеботарёву всемерную поддержку и одобрил его деятельность.
По отзывам экспертов, об эффективной работе занявшего в прошлом году свой пост мэра свидетельствует уменьшение на 300 млн. рублей задолженности городской казны. Хотя долг доставшийся муниципалитету от прежних глав продолжает оставаться очень большим. Поэтому неслучайно, что Сергей Чеботарёв занимает в «Национальном рейтинге» гораздо более почетные места, чем его предшественники.
Прошедшие в самом конце июля следственные действия в кабинете первого замглавы мэрии, не получили продолжения и, по утверждению экспертов, никак не были связаны с Сергеем Чеботарёвым или работой городской администрации последних лет.
Большое значение для Тамбова имеет продвижение проекта реконструкции городского аэропорта и планы мэрии приступить к постройке новой школы на севере города.
Массовые сокращения в администрации поддержала большая часть экспертов, хотя здесь не обошлось без некоторого количества недовольных.
Арест Евгения Арапова (Оренбург) закономерно привел к существенному ухудшению его позиций в «Национальном рейтинге». При этом негативный тренд с учётом обстоятельств мог бы быть выражен гораздо сильнее. Однако значительная часть экспертов по-прежнему продолжает считать его работу вполне пристойной. В настоящий момент судьба Евгения Арапова не определилась, формально он остаётся мэром города, а потому – участником исследования «Национального рейтинга». Более того, многие эксперты с высокой степенью вероятности допускают возвращение этого градоначальника на свой пост. Более серьезному провалу Евгения Арапова в исследовании также препятствовали достаточно широко распространившиеся среди экспертов конспирологические версии о причинах ареста. По одной из них, целью следователей является не сам Евгений Сергеевич, а глава области Юрий Берг; по другой – Евгения Арапова таким образом отстраняют от возможного участия в выборах губернатора, намеченных на следующий год. Содержится или нет рациональное звено в подобных настроениях – не известно, но общее отношение к Евгению Арапову в целом продолжает оставаться благожелательным, несмотря на его задержания. Впрочем, подобная реакция не является слишком оригинальной. Достаточно вспомнить восприятие сообществом ареста мэра Владивостока Игоря Пушкарёва или мэра Горно-Алтайска Виктора Облогина.
Александр СПЕРКАЧ
Историк, директор по исследованиям Центра информационных коммуникаций «Рейтинг»
Полученные результаты и ход выборов закономерно сделали Сергея Собянина (Москва) безоговорочным лидером исследования. Процент проголосовавших (более 70%) стал успехом этого мэра. Особое значение имела вполне приличная явка, форсированная за счёт всепроникающей информационной обработки населения и предоставленной избирателям возможности голосовать не по месту регистрации. Система «мобильный избиратель» охватила не только Подмосковье, но даже некоторые соседние области. По большому счёту, можно отметить только одну заметную неудачу технологов Сергея Собянина: из Михаила Балакина явно не получился злодей, обязанный самым выигрышным образом оттенять ангельскую сущность столичного градоначальника. Насколько можно судить, все остальные задумки были успешно реализованы. Как и предсказывалось, десятипроцентный рубеж сумел превзойти, хоть и ненамного, выдвиженец КПРФ Вадим Кумин. Как и предсказывалось, ни малейшего значения для итогов и хода выборов этот факт не имел. Особенно впечатлила московская электоральная предсказуемость при сравнении с политической дестабилизацией некоторых других регионов. В ходе выборов Сергей Собянин сумел удачно отмежевывался от «Единой России», постоянно подчеркивая свой независимый статус. Также ему удалось не вляпаться в пенсионную реформу. Позитивно был воспринят поствыборный указ мэра о роспуске правительства, заявленные шаги поддержки москвичей предпенсионного возраста, обнародованные планы о благоустройстве 40 километров городских набережных и т.п. Таким образом, можно констатировать, что Сергею Собянину удались не только выборы: можно отметить его удачный выход из электорального цикла при переходе к «мирной жизни».
Сергей МАРКЕЛОВ
Политтехнолог, политический советник, директор Коммуникационного агентства «МаркеловГрупп»
Минувшие август – сентябрь мэр Москвы Сергей Собянин и его команда провели в активной избирательной кампании, которую успешно и завершили 9 сентября.
Выборы-2018 по-столичному — это уникальная история, ресурсная, выполненная притом максимально юридически корректно. Этот кейс надо будет изучать и показывать в качестве примера, как можно здорово, современно, несмотря на отсутствие какой-либо интриги, провести феноменальную кампанию: устроить плотный напряжённый график, выдать разным группам избирателей интересные предвыборные видео, подключить сложные электоральные группы (например, молодежь), использовать принципы волонтёрства и общественных штабов и т. д.
На фоне всей России команда Собянина оказалась наиболее творчески подготовленной. Мы стали свидетелями многих удачных экспериментов. Инфраструктурные проекты, ремонт, развитие метро, строительство дорожных развязок, реновация шли своим чередом, но при этом достаточно корректно и ненавязчиво встраивались в предвыборный марафон.
Пока это единственная команда в России, которая умудрилась держать и предвыборное напряжение, и параллельно управлять таким мегаполисом как Москва, корректно соединяя два эти вектора работы.
Это был инновационный сценарий. Собянин ведь мог и устраниться от него – мол, понятно, что и так выберут. Но в реальности московской командой было запущено множество политических проектов, аккуратно встроен в кампанию масштабный праздник — День города, придумано несколько избирательных ноу-хау, таких, как голосование москвичей в других областях, возможность отдать голоса в районе дач и садоводческих участков.
Полученный результат, на мой взгляд, вполне закономерен. Всё сделано предельно корректно, не особо раздражая москвичей (я не беру здесь маргиналов). Мэра хватило на всё, при этом с улыбкой, хотя невооруженным глазом было видно, как он устал. Команда мэра максимально сосредоточилась на диалоге с москвичами, сложной избалованной либеральной публикой, которая не терпит заигрываний с собой. И им удалось её убедить.
Здорово! Молодцы!
Максим СУЧКОВ
Политтехнолог, руководитель «Бюро политических технологий Максима Сучкова», директор независимого рейтингового агентства «А+»
VR-выборы оказали решающее влияние на рейтинг мэров городов в августе-сентябре 2018 года (прим.: VR — технологии виртуальной реальности). Почему VR-выборы? Во-первых, большинство выборных кампаний напоминало виртуальную картинку с заранее запрограммированным сюжетом, во-вторых, в ходе выборов было применено рекордное количество новинок из области IT-технологий. Например, в Московской области одновременно с выборами проходила акция «Чистое Подмосковье», финал которой состоялся в день голосования, а фиксация участников осуществлялась с помощью специальных карт и QR-кодирования. В Нижегородской области активно работала инстаграм**-акция «Голосовач». Но настоящим технологическим лидером конечно же оказалась Москва и кампания Сергея Собянина.
Огромное количество москвичей смотрело на выборную кампанию Собянина сквозь VR-очки. И это не метафора. В августе-сентябре на главных городских площадях и аллеях работало множество волонтеров предвыборного штаба Собянина, которые предлагали полюбоваться на привычные всем достопримечательности столицы через VR-устройства. Предлагалось несколько вариантов взгляда на место. Первый – дореволюционный, второй – времен СССР, третий – в годы перестройки, четвертый – как место выглядит сейчас, во времена Сергея Собянина. Удивительно, но «Вариант Сергея Собянина» почти всегда был приближен к лучшему визуальному образцу – не времен перестройки, а либо спокойному дореволюционному, либо монументально-советскому. И вот тут получилось! Удалось донести тот самый месседж, ту самую мечту, которой Сергей Собянин хотел поделиться все предыдущие годы.
После этого он не стал «своим парнем», не стал более открытым – нет. Он стал понятен, что для коренных номенклатурных москвичей оказалось более ценным. Вся выборная кампания Собянина работала именно на это – быть понятным. И это получилось. Скорее всего данный успех позволит московскому градоначальнику заслуженно занять первое место рейтинга.
Дмитрий МИХАЙЛИЧЕНКО
Политолог, профессор кафедры философии, социологии и политологии Башкирского государственного педагогического университета им. Акмуллы (г. Уфа)
Предстоящий на днях уход Ирека Ялалова – большая потеря для Уфы. Одним из его достижений было конструктивное взаимодействие с главой Башкирии Рустэмом Хамитовым. Информация о якобы существующем между ними конфликте сильно преувеличена. Я бы сделал акцент на личной заинтересованности в распространении упомянутой версии политиков, ориентированных на разрушение региональной вертикали власти (как правило, это люди бывшие частью этой вертикали власти, но отвергнутые ею). При этом у Ирека Ялалова действительно имелись определенные трения с членами регионального правительства, что было вызвано, прежде всего, стремлением мэра (достаточно естественным, впрочем) увеличить финансирование Уфы.
Как важное достижение мэра следует отметить значительно увеличившийся объем федерального финансирования дорожных работ, проводимых в Уфе. Так, благодаря проекту «Безопасные и качественные дороги» в 2018 году объём ямочного ремонта снизился в 4 раза. Всего же в этом году в рамках проекта ремонтом было охвачено 55 участков городской улично-дорожной сети.
Неплохие результаты заметны и в сфере жилищного строительства. За 2017 год в Уфе было введено в эксплуатацию 675 тыс. кв.м. жилья, в том числе 333 тыс. кв.м. многоэтажных жилых домов, 342 тыс. кв.м. индивидуальных жилых домов. В рамках исполнения Республиканской программы капитального ремонта общего имущества ведётся ремонт многоквартирных домов почти в половине городских районов Уфы.
Высказанные в прошлом году обещания мэра Уфы о поэтапном выравнивании экономической ситуации в северной части города с другими районами муниципалитета, нашли свое отражение в улучшении целевых показателей социально-экономического развития Орджоникидзевского района. Так, за прошедший период 2018 года объём отгруженной продукции собственного производства крупных и средних предприятий, расположенных в городском районе, превысил 279 миллиардов рублей. Это составляет более 30% объема промышленного производства республики и 51,4 % объема города Уфы.
Город по-прежнему сохраняет за собой высокий событийный потенциал. Четвертый Уфимский международный марафон, привлек более 3,6 тысячи спортсменов из 16 стран. Другими мероприятиями федерального значения стали Международный форум МАГ «Безопасность города. Комплексный подход» и XXVI сессия Международной Ассамблеи столиц крупных городов с участием руководителей крупных агломераций страны.
С целью улучшения коммуникации с горожанами Ирек Ялалов ввел должность советника по работе с сообществами (на общественных началах). Эта работа направлена на выявление активных горожан и работу по благоустройству в городе, что, например, для сообщества велосипедистов достаточно актуально. Этот современный подход позволил интенсифицировать взаимодействие общества и муниципальной власти в рамках мегаполиса.
С другой стороны, во время участия мэра в региональных выборах и ухода в запланированный отпуск фиксировалось резкое снижения его медиаактивности. После успеха ЕР он постарался наверстать упущенное. Хотя одна из новых идей сити-менеджера об отмене использования шипованной резины привела к словесной перепалке с главой ГИБДД и неоднозначной реакции среди горожан. Разумеется, за годы, когда Уфой руководил Ирек Ялалов, случались разные ситуации, в том числе и не самые приятные. Но его работу за весь период нахождения в кресле мэра я бы оценил на «отлично».
Не сомневаюсь, что и в новом качестве, какой бы пост он не занял, Ирек Ялалов будет помнить об Уфе и делать для города всё, что в его силах.
Владимир КУТИЛОВ
Политтехнолог. Управляющий партнер агентства «Теория Дарвина»
Позиции Ильсура Метшина в последние месяцы только укрепляются. Безусловной победой казанской команды стало безупречное проведение матчей Чемпионата мира 2018, которые принесли большой туристический поток и обеспечили общий позитивный информационный фон. Кроме этого, за последний год в Казани улучшился деловой климат, общие настроения и активность бизнеса, что показал ежегодный рейтинг, опубликованный в августе Советом по предпринимательству Татарстана.
Мэр продолжает быть одной из самых сильных самостоятельных политических фигур в регионе, при этом оставаясь частью управленческой команды президента Татарстана Рустама Минниханова.
Сегодня отсутствует информация о каких-либо разногласиях или конкуренции между ними, даже на уровне слухов. При этом мэрия утвердилась в качестве главной кузницы кадров для правительства региона: премьер-министр, три его заместителя и еще как минимум шесть членов правительства республики — выходцы из команды Ильсура Метшина.
Если говорить о прошедших в сентябре выборах, то Казань практически не затронул осенний сезон 2018 года. Здесь выбирали только несколько депутатов городской Думы и Государственного совета республики на освободившиеся места. Внимание к выборам было минимальным: и кампании, и голосование прошли без видимых нарушений и публичных скандалов, что также можно поставить в заслугу городских властей.
Но негативные события и вызовы, конечно, в городской повестке присутствуют. Одной из самых острых проблем лета, наносящих репутационный урон руководству города, остается проблема строительства мусоросжигательного завода в пригороде Казани. Несмотря на то, что формально МСЗ находится в другом муниципальном районе, ответственность за решения о строительстве жители Казани относят на счет руководства города. Другая проблема, с которой работают власти города и республики сообща, это проблема обманутых дольщиков. Она тоже пока остается не до конца решенной.
Важный вопрос, который стоит перед руководством города сегодня: что дальше? Огромные вложения в городскую инфраструктуру, общественные пространства, прошедшие крупные мероприятия (Универсиада, Чемпионат мира по футболу, десяток других чемпионатов) сформировали крайне высокие ожидания от Казани, в том числе у жителей города. Эти ожидания нужно оправдывать. Требуются новые вызовы и новые победы. Поэтому сегодня периодически звучит идея выйти с заявкой на проведение Олимпиады 2036 года.
Лариса РЫЧКОВА
Политолог, журналист (г. Тюмень)
С мая 2018 года Руслан Кухарук временно исполняет полномочия главы города Тюмени. Ранее он занимал должность заместителя главы города.
К моменту назначения был известен горожанам как чиновник с принципиальной позицией, лично принимал решения в конфликтных вопросах, касающихся земельных и имущественных отношений, всегда выступал на стороне горожан.
При назначении Кухарука муниципалитет имел ряд конфликтных вопросов, решить которые было нужно до наступления зимы. Проблемы достались от прежнего главы Александра Моора (ныне губернатор Тюменской области). Так, весной городские активисты обвинили городские власти в том, что они уничтожают деревья ради расширения улиц и строительства торговых центров. Несмотря на то, что реальная ситуация была другой и имелись серьезные основания для сноса старых деревьев, глава города Александр Моор не предпринял попытки решения или погашения этого конфликта.
За летние месяцы мэрии Тюмени под руководством Руслана Кухарука удалось провести повторную ревизию и ввести в действие «зеленый пакет» — субсидии для управляющих компаний на высадку деревьев во дворах. На месте нескольких городских пустырей появились зеленые уголки.
В ЖКХ похожая ситуация: перед наступлением отопительного сезона остались проблемы, которые находятся в ведении Главного управления строительства Тюменской области. Однако областные чиновники затягивают решение вопроса, например, с водоотведением в Тюменском микрорайоне. Сам же Кухарук все лето держал вопросы ЖКХ в ручном управлении: дважды в неделю лично участвовал в объездах по объектам, на которых велись ремонты и реконструкции. Это позволило решать вопросы по срокам и качеству работ напрямую с ресурсоснабжающими организациями.
Вместе с назначением в мае 2018 года Руслан Кухарук получил и избирательную кампанию – выборы в Тюменскую Городскую Думу. По их итогам из 36 мандатов 25 получила «Единая Россия», 5 – ЛДПР, 3 – КПРФ, 2 – «Справедливая Россия» и 1 – самовыдвиженец. Несмотря на повсеместную практику «Единой России» заключающуюся в том, что глава муниципалитета одновременно является и лидером городской ячейки, с Кухаруком этого не произошло. Во время выборов в городскую думу руководил городской организацией врио губернатора Тюменской области Александр Моор. Таким образом, проигрыш единороссов по двум округам, которые областные власти сейчас списывают на Руслана Кухарука, к нему не имеет никакого отношения.
Тем не менее за это лето большинство горожан убедились в том, что Руслан Кухарук открытый и надежный чиновник, готовый решать проблемы горожан, не отмахиваясь и не замалчивая их.
27 сентября на первом заседании Тюменской Гордумы будет проведён заключительный публичный этап конкурса на замещение главы города Тюмени. Ожидается, что победит Руслан Кухарук. 14 сентября на конференции «Единой России» его кандидатура была выдвинута от партии на эту должность.
Виктор САПРЫКА
Социолог, директор Института приграничного сотрудничества и интеграции (г. Белгород)
Прошедший период стал проверочным для действующего главы администрации города Константина Полежаева, так как был связан не только с президентскими, но и местными выборами.
Именно сейчас состоялись очередные выборы в Совет депутатов города Белгорода. И хотя явка на выборах была довольно низкой – 21,25% (в 2013 году явка составила более 25%), состав Совета остаётся довольно лояльным к действующему главе. В 2018 году в новый состав городского совета были избраны от партии «Единая Россия» 29 человек (74%), от иных партий — 10 человек (26%).
В этой связи место в конкурсе на замещение должности главы администрации областного центра остаётся за действующим главой. Документы помимо Константина Полежаева подали управляющий офисом ООО «Банкротное бюро №1 Белгород» Сергей Даньков, генеральный директор ГУП «Белводоканал» Сергей Тараканов. Сергей Тараканов был проектным менеджером в «Агро-Белогорье» с 2010 года, а в 2013 году перешел на работу в государственное предприятие. На протяжении всей карьеры он выказывал поддержку региональной власти и являлся скорее формальным кандидатом. Сергей Даньков с 2015 по июль 2018 года был депутатом Белгородского городского Совета от партии «Гражданская платформа». Входил в состав комиссии горсовета по предпринимательству и развитию трудовых ресурсов. С лета 2018 года – член партии «Патриоты России». Несмотря на постоянную критику власти, имеет практически нулевую узнаваемость и такого же уровня поддержку у населения города.
Естественно, что 20 сентября 2018 года 32 из 37 присутствовавших депутатов одобрили кандидатуру Константина Полежаева, кандидаты Сергей Тараканов и Сергей Даньков набрали 0 голосов депутатов.
Оценивая программу вновь избранного главы администрации города Белгорода, можно сделать вывод, что белгородцы вновь получили грамотного хозяйственника, который во главу угла ставит создание комфортной среды для жителей областного центра. Так, в ближайшие пять лет центр города будет реконструирован, будет отремонтировано около 200 км дорог, обустроена единая городская ливневая канализация, построены образовательные учреждения и т.д. Традиционный уже «Активный горожанин», конкурсы инициатив по развитию территорий, работа ТОСов позволят сити-менеджеру привлечь активную общественность к городским проектам. Политическую же жизнь города Полежаев, на наш взгляд, будет полностью доверять руководству области и губернатору Евгению Савченко.
Ярослав ИГНАТОВСКИЙ
Политконсультант, генеральный директор аналитического центра «PolitGeneration»
В минувшие месяцы Георгий Полтавченко не изменял своему стилю. Ничем особо ярко не проявлялся. За исключением, конечно, разгона протестных акций 9 сентября – это было достаточно жёсткое решение. Ставить в вину его исключительно администрации Санкт-Петербурга я не склонен, к этому также причастны и федеральные силовые структуры. Тем не менее, за тот форс-мажор, который случился в нашей культурной столице, во многом отвечает администрация Санкт-Петербурга, в которой не сумели перевести массовый протест в более спокойное русло.
Динамичная ротация глав регионов вновь подогревает тему смены губернатора – это главный вопрос, который обсуждает городской истеблишмент на протяжении всего срока губернаторства Полтавченко. С одной стороны, Георгий Сергеевич обозначил, что планирует продолжить работу в качестве главы Санкт-Петербурга, но есть ряд факторов, утяжеляющих эту позицию. С другой – всё будет зависеть от решения первого лица государства. Думаю, ответ на этот вопрос мы узнаем уже этой осенью.
По мнению наблюдателей, Полтавченко недостаточно использовал для развития потенциал города на Неве (экономический, туристический, культурный) как главного места притяжения интеллектуальных человеческих ресурсов. Питер существенно отстаёт от Москвы. А всё новое, что сюда приходит – это лишь повторение московских сценариев, начиная от сноса ларьков и заканчивая раскрашиванием вагонов метро.
Оппозиционеры прибавляют также, что «душится демократия на корню», хотя, на мой взгляд, эта тема постепенно сглаживается.
Вторая глобальная претензия, дающая ход слухам об отставке градоначальника, – напряжённые отношения последнего с местным бизнесом.
Однако будет ли всего этого достаточно для принятия решения о замене Полтавченко, вопрос пока открытый.
Павел САЛИН
Политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ
Ситуация вокруг градоначальника Салехарда Ивана Кононенко оставалась напряженной на протяжении большей части рассматриваемого периода (август-сентябрь). С другой стороны, это можно назвать скорее неопределенностью, чем напряженностью — её причиной является общий транзит власти в регионе, связанный с приходом нового губернатора Дмитрия Артюхова. Г-на Кононенко принято относить к представителям ядра команды прежнего губернатора Дмитрия Кобылкина, переместившегося в кресло федерального министра. Соответственно, все ожидания базировались на одном предположении — новый глава региона якобы должен «зачистить» кадровое наследие своего предшественника, к которому безусловно относится и Иван Кононенко. Изначально звучали предположения, что это произойдет «вот-вот летом», потом, когда предположения не подтвердились, стала продвигаться идея о том, что менять главу столицы региона в предвыборный период не с руки, но вот сразу после выборов… Однако к середине сентября стало ясно, что и эти ожидания не подтвердились. К тому же и кадровая политика нового губернатора после его официального утверждения в должности пока осуществляется в духе преемственности.
Позиции Кононенко выглядят устойчивыми, хотя при желании можно найти повод для критики. Например, в августе стартовала реконструкция набережной в Салехарде, которая была построена всего три года назад, то есть при действующем градоначальнике. Правда ремонт осуществляется за счет средств подрядчика, который и допустил просчеты при строительстве, но при желании эту тему можно осветить в региональных СМИ совсем с другого ракурса. Однако следует понимать, что как этот факт, так и другие, могут стать лишь поводом, но не причиной кампании против Ивана Кононенко. Реальной же причиной может стать согласование кандидатуры его сменщика, одобренной основными игроками в региональной и местной элите, признаков чего пока не наблюдается. Или же заманчивое с точки зрения карьерных перспектив предложение из Москвы от своего патрона, признаков чего тоже пока не наблюдается.
Таким образом, новый «час Х» для Ивана Кононеко, скорее всего, наступит в следующем году, когда у городской Думы истечет срок полномочий, а следовательно, и у него тоже.
Татьяна АРТЁМОВА
Социолог, председатель регионального отделения общероссийской общественной государственной просветительской организации «Российское общество «Знание» (г. Калуга)
Дмитрий Разумовский работает на посту градоначальника Калуги с весны этого года. Но зарекомендовал он себя хорошо ещё до прихода на эту должность – во время работы министром областного правительства, сделав много полезных конкретных проектов, направленных на развитие информационного общества. В частности, организовал и запустил систему единого окна госуслуг. Целенаправленная политика калужского губернатора взращивать молодые кадры даёт неплохие плоды.
Впечатление от Разумовского в амплуа мэра вполне благоприятное. По сравнению с предыдущими калужскими градоначальниками Разумовский исповедует тактику быстрых дел: если вопрос можно решать сразу, он решает его на месте. Я это знаю не понаслышке, а на личном опыте, так как по роду своей деятельности мне приходилось с ним контактировать. Если вопрос более сложный, запускается системная его проработка. Сейчас муниципальная власть Калуги занята постановкой финансового менеджмента на современную основу, делается это очень основательно и касается доходов, расходов города, объектов налогообложения, которые ранее были не учтены, соблюдения финансовой прозрачности при госзакупках. На эту работу приятно смотреть. Более скрупулёзно власти города занялись благоустройством и экологией, например, свалками, которые включены в наш городской округ.
Еще не завершено выстраивание команды мэра. Пока явно обновился только экономический блок. Однако это не мешает решать насущные вопросы: своим чередом идёт подготовка к зиме. Уже появились объявления, что заполняют систему. Обычно это случалось намного позже, но сейчас, несмотря на то, что еще тепло, необходимые подготовительные работы ведутся. ЖКХ, строительство, экономика – это те сферы, участие в которых градоначальника проявляет себя уже явно.
Хотелось бы особо отметить и работу Разумовского с гражданским обществом. Он не чурается диалога с общественными организациями, сам публично выступает, хорошо чётко говорит без бумажки, всегда с готовностью отвечает на заданные вопросы журналистов. Местные СМИ, судя по отзывам, уже оценили открытость нового мэра.
Разумовский – хороший пример: и молодой, и компетентный, и с хорошим бэкграундом, в том числе по современному управлению. Это тот вариант чиновника, который не только умеет грамотно говорить и убеждать, но ещё и даёт надежду, что всё, о чем говорит, будет реализовано.
Алексей АРБУЗОВ
Член Общественной палаты Российской Федерации (2009-2013 гг.), член Общественной палаты Республики Хакасия (2008-2014 гг.)
Позиции мэра Абакана Николая Булакина устойчивы. Прошедшие недавно выборы подтвердили – Булакин пользуется заслуженной поддержкой горожан, и пока у него нет серьёзных конкурентов на этом поле.
Почему? Достаточно посмотреть на город. Конечно, в последнее время появилось больше нареканий на состояние дорог и на работу коммунальных служб, но в целом город достаточно хорошо развивается. Все свои обещания мэр выполняет. Несбыточных громких посулов он при этом не дает. В администрации градоначальника нет потрясений и серьезных перестановок. Все идет штатно, ровно. Он понятен людям своей последовательностью. Горожане также осознают, что мэр делает все возможное для того, чтобы город оставался в хорошем состоянии, несмотря на непростые, в общем, экономические и политические условия, которые испытывает страна и наш регион. Каждый год в Абакане открывается новый детский сад или школа, иные социальные объекты, происходит реконструкция улиц – горожане уже привыкли к широкому проспекту по ул. Некрасова, сейчас заканчивается расширение по улице Кирова, запланировано ещё много подобных инфраструктурных решений.
Булакину удаётся конструктивно сотрудничать с руководством региона. Думаю, эта работа основана на компромиссе и понимании сильных сторон друг друга. Николай Генрихович понимает, что без содействия республиканских властей ему не обойтись, не всё по силам городскому бюджету. Та же реконструкция отдельных территорий города. Поэтому руководство города ищет способы взаимодействовать с региональной властью. В свою очередь региональная власть видит, что при такой поддержке населения не стоит конфликтовать с городом. Некоторое время назад предпринималась попытка задвинуть мэра, но она не удалась. Мэр – сильный политик, с ним придётся считаться любому, кто бы ни был во главе региона.
Ольга БАРХАТОВА
Политолог, политтехнолог, председатель общероссийской общественной организации «Народоправие»
Серьёзные претензии к работе мэра Магадана Юрия Гришана связаны с практическим отсутствием благоустройства на вверенной территории, низкой продуктивностью при реализации социально-значимых проектов.
В рассматриваемый период зафиксирован случай, когда целый микрорайон Магадана второй месяц остается без холодного водоснабжения. Как говорят независимые источники, произошло массовое отравление питьевой воды. Такое ЧП в городе впервые, хотя на этом фоне в августе, на пике избирательной кампании Сергея Носова, некоторые соратники градоначальника вели информационную войну против нового «народного» губернатора.
Другим крайне неприятным событием стало массовое приобретение мэрией Магадана жилья для детей-сирот по стоимости, превышающей рыночную почти в два раза. Прокуратура проводит проверку резонансных тендеров.
Через два года в Магадане пройдут выборы в городскую и областную Думы. Нынешняя городская политика тянет на дно рейтинги тяжеловесов. Все чаще идут разговоры о необходимости прихода новой смены на ключевых постах в мэрии Магадана. Кроме того, депутаты гордумы обеспокоились крупными выплатами процентов по долговым обязательствам из городского бюджета. Для объяснения ситуации пригласили для отчета мэра Магадана.
Леонид БЛЯХЕР
Политолог, профессор Тихоокеанского государственного университета
Александр Соколов был далеко не худшим мэром Хабаровска, особенно на фоне его предшественников. Он достаточно успешно справлялся с городскими проблемами, которые на Дальнем Востоке традиционно не самые простые. Уход его естественен: Соколов человек в возрасте, да и на своём посту он проработал много лет. Теперь настало время посидеть с удочкой на пляже, а не думать, где взять деньги на очередной отопительный сезон.
Но смены «мэра» в известном смысле не произошло. Соколова сменил человек из его же команды. Поэтому в политике городских властей Хабаровска революции не будет. Отличие будет лишь в том, что Александр Соколов – фигура политическая, с ещё советским бэкграундом — тогда он стал достаточно заметной фигурой на краевом политическом небосклоне.
Его преемник фигура, конечно, более бледная. Но, по отзывам, Сергей Кравчук хороший хозяйственник.
Тимур УЖАХОВ
Доцент Международного инновационного университета (г. Сочи)
Беслан Цечоев один из наиболее открытых чиновников властной команды Ингушетии. Он достаточно близок главе региона, так как немало лет проработал в качестве его советника и доверенного лица. В этой связи он имеет широкий спектр полномочий и возможностей для реализации самых амбициозных проектов, в том числе «Умный город».
Магас один из первых городов России, где используются высокотехнологические новшества (автобусные остановки с возможностью подключения к интернету, телефонные кабинки с интернетом, выделенные велосипедные дорожки с возможностью аренды велосипеда и т.п.).
Сами по себе эти инициативы по-разному воспринимаются жителями республики. Одним нравится, что Магас ставит перед собой такие амбициозные проекты. Другие, на фоне общего низкого уровня жизни, считают такие действия неоправданными.
Будучи сам активным пользователем соцсетей, Беслан Цечоев прекрасно понимает, как правильно продвигать и организовывать рекламные компании. Что касается выборов, то поскольку он является человеком команды Юнус-Бека Евкурова, Цечоев прекрасно понимает, что его карьера нераздельно связана с успехами главы Ингушетии.
Но так как выборы носили формальный характер, то не думаю, что от Цечоева требовалось сколь-нибудь серьезное участие в этой технической процедуре.
Пожалуй, главной проблемой города являются земельные споры. Большое количество земельных участков в городской черте, выданных людям при прежнем главе республики, Евкуров считает незаконными. При этом более сотни исков со стороны администрации были проиграны в судах. Никаких компромиссных шагов власти делать не хотят. Их позиция сводится к тому, чтобы не давать собственникам участков разрешения на строительство. При этом застроенные частными постройками с явными нарушениями законодательства два центральных микрорайона решили узаконить, ввиду авторитетности застройщиков.
Дмитрий СЕЛЬЦЕР
Политолог, директор Центра исследования политических трансформаций Тамбовского государственного университета
Положение Сергея Чеботарева нельзя назвать простым. Во-первых, будучи долгие годы частью команды предыдущего губернатора, а с какого-то момента – ключевой фигурой этой команды, отвечающей за внутреннюю политику и в высокой степени её отправляющей, он не может чувствовать себя уютно в новом окружении и, почти наверняка, в роли главы администрации Тамбова.
Это не снижает его значения в региональной политике из-за личного опыта, связей и масштаба позиции, им занимаемой, но вынуждает его действовать очень осторожно, снизив – и существенно – планку публичной активности.
Во-вторых, руководители районно-городского звена поставлены сейчас в области в положение очевидной неопределенности. На них если и не объявлена охота, то они уж точно пребывают в состоянии напряжения. Скандальные отставки глав субрегионов – тому свидетельство. Например, сравнительно недавняя громкая отставка главы Мичуринска с возбуждением уголовного преследования. Сергей Чеботарёв не может не учитывать и этого фактора, ставшего трендом.
Наконец, в-третьих, его не может не удручать состояние городского хозяйства, в особенности его финансового блока, что явствует из его выступления на внеочередном заседании городской Думы 27 августа. Долг в бюджете Тамбова достиг 2,5 млрд. руб., и Сергей Чеботарёв назвал эту цифру страшной.
Поэтому он вынужден заниматься кардинальным пересмотром расходов в ситуации, когда городской бюджет до него демонстрировал «удивительные способности» в обеспечении разного рода масштабных проектов и программ. Возможностей его предшественников у него нет. Подобная ситуация, конечно, в целом не способствует укреплению внутренней политики администрации города. Вместе с тем, она совсем не отменяет личностный фактор – особую политическую роль её главы, имеющую объективную подоплёку.
Андрей РУСАКОВ
Политолог, Директор Центра европейско-азиатских исследований (г.Екатеринбург)
Вот и произошло событие, которое чуть не случилось примерно пять лет назад. Правда в то время все было немного по-другому, хотя состав участников не изменился. Не желая того, чтобы бывший спикер городской Думы Екатеринбурга Яков Силин нежданно-негаданно стал главой города, а в дополнение, по прежнему Уставу, и председателем городской Думы Екатеринбурга, городская команда под руководством тогдашнего вице-мэра Владимира Тунгусова активно «раскручивала» на эту позицию еще одного тогдашнего вице-мэра — Александра Высокинского. Высокинский был все-таки, в силу разных причин, не выдвинут. Силин проиграл небезызвестному Евгению Ройзману***. Российская сенсация состоялась. Через пять лет бывшие вице-мэры, но уже не соратники, стали вице-губернаторами. Правда Тунгусов недавно оказался сокращенным за ненадобностью сотрудником. А Высокинский наконец-то стал главой Екатеринбурга и теперь уже главой администрации города (Устав города снова поменяли). Причем избрали его на первом заседании вновь избранной городской Думы единогласно (!), то есть все партии и все депутаты не сомневались в том, кому доверить город. Вот ведь как бывает. Тунгусов, судя по всему, пострадал из-за того, что за эти пять лет «передумал» и решил в пику губернатору Евгению Куйвашеву попытаться продвинуть на должность мэра Екатеринбурга другого вице-мэра города — Алексея Кожемяко. Не получилось. Получилось то, что получилось. Пять лет, казалось, срок небольшой. Но как радикально все поменялось. «Тунгусов и К» уходят в политическое небытие. Пришла новая эпоха без политического сепаратизма и противостояния по вертикали «город-область». Глава Екатеринбурга, кстати, будет членом правительства региона. Теперь уже бывший вице-губернатор Александр Высокинский курировал проект «Большой Екатеринбург», то есть создание агломерации вокруг одного из ведущих «миллионников» России. Это очень амбициозный проект. Понятно, что прежние границы города стали условными рядом со своими меньшими собратьями, откуда большинство жителей каждый день отправляется в Екатеринбург на работу. И логично, что «Большому Екатеринбургу» — большое плавание. Но на самом деле вызовов больше. Многие представители местной политической элиты и бизнеса в буквальном смысле выросли на взаимном противопоставлении интересов Екатеринбурга и области. И не просто выросли, но и обогатились, и сделали карьеры. В этом смена эпох, а, значит, управленческого ресурса. Пришла «эра консолидации». А это все-таки «другой хоккей». В настоящий хоккей Александр Высокинский любит играть, сейчас пришла возможность участия в другой игре. Только на кону конкуренция не только с другими российскими мегаполисами или с Москвой. В конце концов, появилась возможность «сыграть» по-настоящему, пытаясь провести здесь всемирную выставку «ЭКСПО» и другие международные мероприятия. Появилась возможность сделать из Екатеринбурга лидера по созданию комфортной среды для всех, с достойными стандартами образования и здравоохранения. И, в итоге, сделать так, чтобы Екатеринбург был городом, откуда не хочется уезжать в «поисках лучшей жизни». И мы поймем, что Екатеринбург и Свердловская область – почти одно и то же. Было более двадцати лет противостояния, этот ресурс исчерпан, надо двигаться дальше. А Екатеринбургу скоро 300 лет.
Алексей ШИРИНКИН
Политтехнолог, политолог, социолог. Генеральный директор Информационно-аналитического агентства «Монитор». Внешний консультант в системе ГК «Росатом» (1996-2012 гг.)
Победа Александра Высокинского – это прямое следствие политического поражения, даже фиаско, Владимира Тунгусова, которое он потерпел в этом году. Начав как важный участник «городской» команды, Высокинский быстро почувствовал себя тесно в её рядах, особенно после перехода власти в городе от Чернецкого к Тунгусову.
Александр Геннадьевич – фигура очевидно масштабная, современная, даже иного социокультурного уровня, нежели Владимир Георгиевич — человек старой закалки. Конечно, тактически это, в первую очередь, победа губернатора Евгения Куйвашева, наконец-то отомстившего за обидный проигрыш его ставленника Якова Силина на мэрских выборах 2013-го, когда ложное перемирие с «городскими» и рассыпанные Тунгусовым авансы побудили его свернуть кампанию и обеспечили триумф Евгения Ройзмана.
Сегодня, пять лет спустя, мы видим, что Евгений Куйвашев оказался хорошим учеником и провернул с Владимиром Тунгусовым ровно ту же схему – приблизил к себе, обезоружил и победил.
Для города, хотя в системном плане ослабление «города» в диалоге с «областью» и может лишить Екатеринбург его основного драйвера развития – политической конкурентности, сама по себе фигура Высокинского на посту «сильного мэра» — благо.
Александр Геннадьевич зарекомендовал себя как современный квалифицированный городской управленец, урбанист и стратег. Кроме того, он «свой» для старого городского истеблишмента. Не удивлюсь, если его политическим ментором станет и сам Аркадий Чернецкий. Не думаю, что это событие завершит традиционное противостояние «города» и «области» на Среднем Урале – кто бы ни оказался в кресле градоначальника, короля играет свита, есть личные симпатии и антипатии, а есть долгосрочные интересы и финансовые потоки. Более того, уверен, что и Владимир Тунгусов не исчезнет с политической сцены Урала – времена меняются, а Тунгусов остается серьезным ресурсным игроком в Екатеринбурге.
Вторая группа рейтинга