США потеряли два авианосца и до 20 эсминцев и крейсеров, а Китай – более 50 крупных надводных боевых кораблей.
Однако то, что выглядит как ничья, в скором времени превращается в победу Китая. Как объясняет Эрик Лабс, военно-морской аналитик Бюджетного управления Конгресса США, КНР может гораздо быстрее заменить потерянные корабли. За последние два года ее флот увеличился на 17 крейсеров и эсминцев. По словам Лабса, в нынешних условиях США потребовалось бы шесть лет, чтобы построить такое же количество кораблей. «С точки зрения промышленной конкуренции и кораблестроения Китай находится там, где США были на ранних этапах Второй мировой войны. Сейчас у США нет промышленного потенциала, чтобы быстро строить военные корабли в большом количестве», – пояснил аналитик.
Обострение проблем безопасности от западной части Тихого океана до Украины и Ближнего Востока вызвало споры о том, могут ли США позволить себе увеличить армию.
В прошлом финансовом году военные расходы США составили 3,1% от ВВП, что является самым низким показателем со времен Второй мировой войны. Если добавить сюда $106 млрд, которые президент Джо Байден запросил на помощь Украине, Израилю и Тайваню, то общая сумма все равно будет меньше, чем 4,6%, потраченных на пике операций в Ираке и Афганистане в 2010 году, не говоря уже о 8,9% в 1968 году, во время Вьетнамской войны. Здравоохранение, пенсии и проценты по долгу действительно угрожают финансам страны, а военные расходы – нет.
Проблема в том, что даже при наличии денег боеприпасы и оружие трудно поставить в срок. В мае 2022 года Байден и Lockheed Martin (американская военно-промышленная корпорация) пообещали удвоить производство противотанковых ракет Javelin к 2024 году. Этот срок был перенесен на 2026 год. США объявили о продаже Тайваню противокорабельных ракет Harpoon в 2020 году. Они могут быть поставлены только в 2026 году.
В начале 1990-х годов, когда холодная война закончилась, а военные бюджеты сократились, Пентагон подтолкнул оборонных подрядчиков к консолидации. С тех пор акцент правительства на производстве с наименьшими затратами отбивает у оставшихся подрядчиков желание иметь дополнительные мощности, необходимые для увеличения производства. «Мало кто предполагал, что мы станем свидетелями затяжного конфликта с большими объемами закупок на Украине или что мы можем вновь столкнуться со стратегическим конкурентом», – заявил Уильям Лаплант, главный чиновник Пентагона по закупкам. «Мы вновь осознаем, насколько ресурсоемким может быть этот тип войны, и что сокращение производства и модель поставок "точно в срок" не работают в таких конфликтах».
Кроме всего прочего, сократилась и производственная база США, поскольку трудоемкое производство переместилось в Восточную Азию. Стало меньше поставщиков, заводов, верфей и, что самое важное, рабочих, способных удовлетворить растущий спрос.
Гражданский и военный потенциал не являются взаимозаменяемыми, поскольку оборонная продукция часто требует специализированных систем и навыков. По словам Рональда О'Рурка, аналитика Исследовательской службы Конгресса США, на подготовку сварщика для работы на подводной лодке может уйти от трех до пяти лет.
В дополнение, оборонные предприятия страдают от постоянных перерасходов и задержек. В среднем, флагманский корабль обходится на 40% дороже изначальных оценок. Сроки поставки подводных лодок увеличились с шести до девяти лет.
Эти недостатки имеют большое значение, поскольку Китай контролирует целые цепочки промышленных поставок, что позволяет ему быстро развертывать мощности для решения приоритетных задач, таких как испытания и средства индивидуальной защиты во время пандемии. Он использует этот потенциал для расширения своих вооруженных сил.
Китайское оружие, как правило, уступает американским аналогам, но, как любят говорить военные, количество имеет свое качество. И разрыв в качестве сокращается.