«Ни одна из стратегий АИЖК не была завершена в сроки», - этот вывод аудитор сделал, представляя в Госдуме итоги проверки работы агентства, которую Счетная палата провела в первом квартале 2017 года.
Самой яркой цифрой, отражающей глубину провала АИЖК, стала цифра 3,3%. Это процент выполнения государственной программы «Жилье для российской семьи», целью которой является повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения в стране. Основная причина провала проста - программа оказалась невостребована участниками рынка из-за изменения экономических реалий. То есть агентство оказалось неспособно реализовать свою главную функцию - помогать бизнесу и потребителям сглаживать действие макроэкономических факторов при принятии стратегических решений. Помимо макроэкономики вмешалась большая политика. Программа стартовала в начале 2014 года, но уже в декабре российские покупатели и девелоперы оказались совершенно в другой реальности. Деньги пошли не на развитие рынка, а на латание дыр. «Деньги, выделенные на программу, были пущены на рефинансирование банковских ставок по ипотеке, — утверждает гендиректор АИЖК Александр Плутник, — и это тоже помощь семьям с небольшим достатком».
Но стратегические проблемы АИЖК объясняются не только большой политикой. Плутник признает, что когда он в апреле 2015 года возглавил АИЖК, то обнаружил целых девять программ стратегического развития агентства - немыслимое, по его оценке, количество документов стратегического планирования. И теперь АИЖК пытается свести нереальное количество материалов в единую стратегическую концепцию развития ведомства. Самое время... Учитывая, что агентство было создано еще в 1997 году при поддержке американских экспертов, которые ориентировались на опыт США, где аналогичные корпорации оказались по факту банкротами в результате кризиса 2008 года.
Несмотря на признание ошибок в разработке стратегий, признаков нецелевого расходования средств в АИЖК проверка Счетной палаты не выявила. Нет и нарушений законодательства в действиях агентства за период с 2014 года по 2016 год, что не облегчает, а лишь усложняет ситуацию. Получается, что в нынешних условиях честно работающая государственная организация оказалась просто ненужной.
Строго говоря, крах АИЖК был зафиксирован в 2015 году, когда агентство было, по сути, ликвидировано, а на его базе и с тем же названием (но с другим сайтом) был создан новый институт развития в жилищной сфере. Помимо «старого» АИЖК в его составе оказались дочерние компании АИЖК и Фонд содействия развитию жилищного строительства. Как выясняется, перестановка слагаемых не привела к улучшению ситуации.
Счетная палата, как и полагается по итогам проверки, выдала АИЖК список рекомендаций. В частности, посоветовала включить в состав целевых показателей АИЖК количество ипотечных кредитов, выданных социально приоритетным категориям населения. Агентство также рекомендует вернуть Минфину госгарантии по выпускам облигаций, которые были выкуплены на баланс АИЖК на сумму 40 млрд. рублей. Что опять же свидетельствует не столько о программе развития ведомства, сколько о ее свертывании. В связи с чем планируется пересмотреть отдельные показатели направления «Ипотека и арендное жилье». В соответствии с паспортом проекта среди его целей — введение в эксплуатацию 100 млн. кв. м жилья в 2020 году и выдача 1,2 млн. ипотечных кредитов за тот же год.
Агентство намерено выкупать у застройщиков возведенное жилье и передавать его в закрытые паевые инвестфонды недвижимости.
АИЖК уже имеет некоторый опыт такой работы. Оно создало закрытый ПИФ «Кутузовский», приобретя паи на сумму 15,6 млрд. рублей за счет кредитной линии ВЭБа и из средств Фонда национального благосостояния. В состав активов фонда вошли имущественные права из договоров участников долевого строительства жилищных комплексов «Матч-Пойнт» и «Символ», «это высоколиквидный сегмент рынка элитной недвижимости с высоким уровнем спроса». Каким образом фонд, созданный для решения социальных задач, оказался вовлеченным в создание ПИФОв для управления элитной недвижимостью в Москве, пока неясно.
Как признает аудитор, агентство еще не предпринимало шагов, которые могли бы оцениваться как полезные для рынка арендного жилья в крупнейших городах РФ, а инвестиции в элитное арендное жилье, по его мнению, приоритетным проектом не могут быть по определению.
Но и новое руководство АИЖК, по мнению аудитора, ничего не нарушало. Просто оно не проявило никакой инициативы в создании новых инструментов для решения проблемы доступного жилья. Или просто не хотело. Член комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Андрей Палкин считает, что оно просто кредитовало банки.
В своем интервью «Веку» Андрей Палкин еще раз обозначил основную проблему АИЖК.
«Это правильная идея - помочь рынку арендного и бюджетного жилья, но реальный итог - 260 млрд. рублей ушли в никуда, - отмечает депутат от «Единой России». - Огромные ресурсы расходовались на приобретение дорогих квартир без ограничений». По мнению Палкина, возможностью взять дешевый кредит через региональных операторов воспользовались, по большей части, «подкованные люди». При этом парламентарий не исключил здесь и коррупционную составляющую.
Депутат Госдумы уверен, что в нынешнем виде АИЖК существовать не может – схему работы необходимо кардинально реформировать либо же полностью прекращать, поскольку в текущем виде эффективность агентства практически нулевая. Более того, в своем нынешнем виде АИЖК превращается в «кормушку». Палкин считает, что сейчас есть куда более интересные варианты и модели государственной поддержки бюджетного жилья. По его мнению, акцент действительно нужно переносить на создание нормальной аренды, так как пока Россия остается уникальным государством, где подавляющее большинство людей уже проживает в собственных квартирах. В отличие от государств, где подобные АИЖК агентства создавались для обеспечения возможности для покупки собственного жилья.