По мнению судьи, изменения, происходящие в образовании последние 30 лет, являются чрезвычайно спорными, к тому же они не способствуют повышению доверия к дипломам. Переход на Болонскую систему, включающую бакалавриат и магистратуру, полезным признают далеко не все, поскольку данная реформа не принесла ожидаемого результата - качество отечественного образования не возросло, равно как и ценность дипломов российских вузов за рубежом. Кроме того, по его мнению, затраченные на нововведения средства могли бы пустить «во благо науке и достойную оплату преподавательского труда».
Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко (бывший замминистра образования и науки РФ, работал в ведомстве в 2003–2014 годах), в свою очередь, считает, что с вузов необходимо снимать задачу присвоения квалификаций. И делать этот процесс внешним, с помощью специальных сертификационных центров.
Кроме того, Арановский указал на огромную «зарегулированность» системы образования, из-за которой преподаватели тратят колоссальное количество времени на заполнение всевозможных бумажек вместо того, чтобы заниматься педагогической работой. Слишком большое внимание уделяется не преподаванию, а учебно-методическим комплексам, которые «нужны не студентам и педагогам, а службам, чтобы те хорошо себя чувствовали и оставались при важном деле на выгодных позициях», подчеркнул судья.
Вице-президент Российской академии наук Алексей Хохлов согласился с мнением Арановского, отметив, что «качество знаний у российских студентов постоянно снижается», а потому диплом «не дает уверенности в том, что выпускник получил необходимую квалификацию».
Вместе с тем заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко заявил, что критические высказывания конституционного судьи о высшем образовании в России вызывают сомнения в объективности российского суда.
Сам парламентарий признает наличие проблем, но «говорить, что в системе российского высшего образования все плохо», он не стал бы. По мнению Онищенко, для развития российского высшего образования необходимо постоянно совершенствоваться и заниматься подготовкой качественных кадров для преподавания в вузах, а также для науки.
Реформы в системе образования не обошли стороной и высшие учебные заведения. В рамках перехода на Болонскую систему университеты перешли от формы специалитета и аспирантуры на бакалавриат и магистратуру. Второй этап реформы заключается в укрупнении существующих учебных заведений и создании на их базе опорных региональных вузов. К 2023 году во всех государственных вузах планируется внедрить элементы модели «Цифровой университет».
Уже несколько лет на всех уровнях обсуждается перспектива стратегического планирования развития образования. Как отмечали в Госдуме, пришло время для серьезного разговора о стратегии развития образования, а также о стратегии развития исторической науки, в целом преподавания истории. Онищенко обратил внимание на то, что недавно был принят закон о стратегическом планировании, кроме того, появляются различные стратегии, но вот стратегии развития образования у нас нет.
В Минобрнауке, в свою очередь, отмечали, что образование должно стать залогом для успешных, а не для потерянных поколений.
О необходимости повышения качества образования говорил и президент РФ Владимир Путин. В прошлом году он заявил о том, что основой выживания для России сегодня является реальный научный и технологический прорыв. Страна нуждается в прорывных открытиях и разработках, подчеркнул глава государства.