Пошлины вступили в силу 1 августа. Вводя их, правительство РФ преследовало цель стабилизации рынка строительных материалов, где этим летом наблюдался серьезный скачок цен. Расчет был простой: заградительные пошлины принудят металлургов реализовать часть продукции в России, достаточное предложение снизит цены до приемлемого уровня. Но «Русский алюминий» считает, что его руки в этой ситуации были чисты, и теперь холдинг будет страдать из-за чужой жадности.
«Мы - большой участник рынка, но не единственный. И теперь попали в общее движение по принуждению к снижению цен. Был взрывной рост цен на арматуру и прокат, но мы в нем не участвовали. Однако теперь, возможно, придется подумать о консервации некоторых видов производства. Она может коснуться выпуска сотен тысяч тонн продукции. Сроки запуска нового Тайшетского алюминиевого завода тоже могут быть пересмотрены, - заявил заместитель гендиректора РУСАЛа по продажам в России Роман Андрюшин. Ранее РУСАЛ подводил итоги деятельности компании за первое полугодие. В целом, они довольно успешны. Но уже тогда гендиректор РУСАЛа Евгений Никитин заявил, что грядущее введение вывозных пошлин на металлы и, разумеется, сохранение пандемийных неопределенностей могут «значительно скорректировать» итоги года в целом.
Сейчас холдинг уже повысил прогноз капитальных затрат на 2021 год с $1-1,1 млрд. до $1,1-1,3 млрд. Из этих затрат 17% - затраты на завершение строительства Тайшетского алюминиевого завода. Правда, не совсем понятно, с какой даты будет перенесен запуск предприятия, который строится уже 13 лет. Сейчас в материалах РУСАЛа фигурирует четвертый квартал этого года. Хотя ранее речь шла о том, что завод будет запущен в июле. В частности, в этом топ-менеджмент компании в феврале публично уверял губернатора Иркутской области Игоря Кобзева. А еще ранее говорилось, что старт производству дадут в конце 2020 года. И, видимо, под вопросом теперь и завершение второго этапа строительства Тайшетской анодной фабрики, запланированное изначально на 2023 год. На данный момент в строительство ТаАЗа вложено около $1,6 млрд. Как сообщал ранее «Век», мощность первой очереди завода составит 428,5 тыс. тонн алюминия в год. В целом, кстати, РУСАЛ выдает в год около 4 млн. тонн металла, 2,8 млн. тонн из которых экспортируется.
«Увеличение экспортных пошлин снизит конкурентоспособность наших металлургов, поскольку практически вся отрасль - экспортно-ориентированная. Необходимо отказаться от «продразверстки» и изъятия сверхдоходов. Нужно совместно с бизнесом разработать программы модернизации отрасли и законодательно обязать компании вкладывать сверхприбыли в развитие», - уверен заведующий кафедрой конкурентного права РАНХиГС Андрей Тенишев. Стоит упомянуть, что панические настроения разделяют не все акционеры РУСАЛа. В частности, крупный совладелец холдинга – СУАЛ Виктора Вексельберга заявил, что вообще не видит оснований для сокращения производства и пересмотра сроков открытия новых заводов. И, вообще, этот вопрос топ-менеджмент СУАЛа с другими акционерами даже не обсуждал. «Текущий уровень рентабельности производства не требует принятия столь радикальных мер в связи с введением повышенных экспортных пошлин», - заявили в пресс-службе холдинга.
Преследуют РУСАЛ и другие неприятности. Правда, несколько иного масштаба. На днях прокурор Красноярского края утвердил обвинительное заключение по уголовному делу, возбужденному в отношении директора по экологии, охране труда и промышленной безопасности Красноярского алюминиевого завода, который обвиняется по статье «Загрязнение атмосферы», пояснили «Веку» в пресс-службе Управления Генпрокуратуры по СФО. Следствие считает, что с 2018 года по начало 2021 года завод допускал выбросы хлористого водорода, относящегося ко II классу опасности. Выбросы прекратились только после того, как по настоянию прокуратуры КрАЗ установил дополнительное газоочистительное оборудование. Дело выглядит достаточно загадочным. КрАЗ уже не первое десятилетие исправно загрязняет воздух в черте города. Предприятие «исправляется» с помощью вложений в экологическое перевооружение. Но работать еще нужно много. Надзорные органы и ранее высказывали претензии к заводу, но все сводилось к штрафам. И уголовное дело в отношении крупного руководителя завода – это прецедент.