С «пистолетом» у виска

С «пистолетом» у виска
Фото: http://iStockPhoto.com
Цены на моторное топливо в России продолжают расти. На прошлой неделе красноярские автомобилисты снова получили порцию неприятных эмоций. Крупные сети по некоторым позициям подняли цены сразу на несколько рублей. Эксперты объясняют нынешнее повышение ростом себестоимости добычи нефти.

Особенно отличилось ОАО «Красноярскнефтепродукт». Хотя эта компания, которая находится в краевой собственности, всегда позиционировала себя как рычаг воздействия властей на ценовую ситуацию в сторону ее уменьшения. На практике все ровно наоборот. Цены у КНП давно выше, чем у федеральных сетей. Всего за ночь на заправках КНП бензин марки Аи-98 подрос с 55,40 до 60 рублей. Самый ходовой Аи-92 подорожал на 60 копеек, Аи-95 – на 70 копеек. На попытки «Века» узнать причины такого роста в пресс-службе КНП заявили кратко: «Комментариев не будет».

Красноярцы негодуют: «Могли хотя бы дождаться, пока выборы пройдут ради приличия!» И это не первое повышение. Еще в июне Красноярский край, по данным Росстата, вошел в числе лидеров по росту цен на моторное топливо, который составил 1,5%. Это касается и других регионов Сибири. В Иркутске официальная статистика говорит о том, что средняя стоимость литра моторного топлива составляет 49,8 рубля. Один только бензин марки Аи-98 за последний месяц подорожал на три рубля. В Хакасии с начала года бензин марки Аи-92 подорожал на 6,4%. А самый дорогой бензин в Восточной Сибири продается традиционно в Туве, хотя это и самый бедный регион. Сейчас литр Аи-92 там стоит уже 48,50 рубля. Тому есть простое объяснение - транспортные издержки. Тува отрезана от железных дорог горными перевалами Саян. Моторное топливо в республику завозится только автотранспортом.

В целом анализ рынка энергоносителей свидетельствует о том, что в России себестоимость добычи нефти с 2012 года выросла в 2,5 раза. И это объективная причина постоянного удорожания моторного топлива. Хорошо лишь то, что меры по сдерживанию цен имели эффект. И за этот же период розничная стоимость бензина выросла «всего» в 1,7 раза. Резкий скачок на рынке отмечался во втором квартале этого года. Себестоимость добычи тонны нефти увеличилась сразу на 13% до более 20 тыс. рублей за тонну.

Реклама на веке

В регионах готовы идти на поклон к федеральным сетям. Хотя еще несколько лет назад картина была иной. Факт активного поглощения рынка федералами многих смущал. Было опасение, что они начнут диктовать свои условия, которые могут быть невыгодными. Но в итоге невыгодными для автомобилистов оказались цены на независимых АЗС. А федеральные сети показывают минимальную надбавку за счет того, что продают бензин собственного производства. А прочим АЗС приходится покупать бензин на бирже у тех же нефтяных королей и, соответственно, нести дополнительные расходы. «Разница в закупке у «Роснефти» и у частных предприятий – примерно 3 тыс. рублей за тонну, соответственно, и отпускная цена у госпредприятия ниже. При этом в Иркутской области 52% АЗС принадлежат «Роснефти», остальные 48% – частным компаниям. К сожалению, согласно законодательству нет возможности, минуя биржу, договариваться о продаже топлива напрямую. Поэтому будем встречаться с представителями «Роснефти», чтобы увеличить количество их АЗС на территории региона для снижения стоимости бензина», – заявил на днях губернатор Иркутской области Игорь Кобзев.

Важными факторами себестоимости добычи, а за ней и розницы, как считает заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов, являются курс национальной валюты и изменения налогового законодательства. Больше всего на себестоимость добычи «черного золота» влияет НДПИ, который зависит от рублевой цены на нефть. Ставка НДПИ растет уже три года подряд. «Поэтому нет ничего удивительного в том, что себестоимость растет. Но стоит заметить, что без сдерживания цен со стороны крупных компаний рост мог бы быть еще более заметным. Мы упираемся в главную проблему - недооцененный рубль. Именно из-за слабого рубля все вышеописанные факторы приводят к плачевным последствиям для внутреннего рынка. Но нельзя не признать, что цены на бензин и дизельное топливо у нас не только одни из самых низких в мире, но и с точки зрения благосостояния населения они не пересекают критические уровни», - отметил аналитик.

Добавим, что, по данным Минэнерго, производство бензина в России за прошлую неделю выросло на 7,4%. Отгрузка ГСМ на внутренний рынок соответствует уровню 2019-2020 годов. Объемы продаж через биржу с начала августа в среднем превышают показатель аналогичного периода прошлого года на 17%. Запасы бензина держатся на стабильном уровне — около 1,6 млн. тонн несмотря на плановые летние ремонты на российских НПЗ. В целом же ценовая ситуация на отечественном розничном рынке моторного топлива подтверждает истину, которая в России известна уже всем давно: цена на бензин у нас в стране практически не зависит от стоимости нефти. Ценник в основном формируют налоги и акцизы. Ориентированное на экспорт сырья государство в случае колебаний на внешнем рынке всегда изыскивает доходы за счет уменьшения государственных расходов и повышения различных прямых и косвенных сборов с населения страны. В том числе, акцизов на бензин и дизельное топливо.

Реклама на веке
Фильм «Солнцепек» произвел впечатление на пользователей онлайн-кинотеатров В Лондонском Сити пройдут двухнедельные акции протеста против изменения климата