Особенно отличилось ОАО «Красноярскнефтепродукт». Хотя эта компания, которая находится в краевой собственности, всегда позиционировала себя как рычаг воздействия властей на ценовую ситуацию в сторону ее уменьшения. На практике все ровно наоборот. Цены у КНП давно выше, чем у федеральных сетей. Всего за ночь на заправках КНП бензин марки Аи-98 подрос с 55,40 до 60 рублей. Самый ходовой Аи-92 подорожал на 60 копеек, Аи-95 – на 70 копеек. На попытки «Века» узнать причины такого роста в пресс-службе КНП заявили кратко: «Комментариев не будет».
Красноярцы негодуют: «Могли хотя бы дождаться, пока выборы пройдут ради приличия!» И это не первое повышение. Еще в июне Красноярский край, по данным Росстата, вошел в числе лидеров по росту цен на моторное топливо, который составил 1,5%. Это касается и других регионов Сибири. В Иркутске официальная статистика говорит о том, что средняя стоимость литра моторного топлива составляет 49,8 рубля. Один только бензин марки Аи-98 за последний месяц подорожал на три рубля. В Хакасии с начала года бензин марки Аи-92 подорожал на 6,4%. А самый дорогой бензин в Восточной Сибири продается традиционно в Туве, хотя это и самый бедный регион. Сейчас литр Аи-92 там стоит уже 48,50 рубля. Тому есть простое объяснение - транспортные издержки. Тува отрезана от железных дорог горными перевалами Саян. Моторное топливо в республику завозится только автотранспортом.
В целом анализ рынка энергоносителей свидетельствует о том, что в России себестоимость добычи нефти с 2012 года выросла в 2,5 раза. И это объективная причина постоянного удорожания моторного топлива. Хорошо лишь то, что меры по сдерживанию цен имели эффект. И за этот же период розничная стоимость бензина выросла «всего» в 1,7 раза. Резкий скачок на рынке отмечался во втором квартале этого года. Себестоимость добычи тонны нефти увеличилась сразу на 13% до более 20 тыс. рублей за тонну.
В регионах готовы идти на поклон к федеральным сетям. Хотя еще несколько лет назад картина была иной. Факт активного поглощения рынка федералами многих смущал. Было опасение, что они начнут диктовать свои условия, которые могут быть невыгодными. Но в итоге невыгодными для автомобилистов оказались цены на независимых АЗС. А федеральные сети показывают минимальную надбавку за счет того, что продают бензин собственного производства. А прочим АЗС приходится покупать бензин на бирже у тех же нефтяных королей и, соответственно, нести дополнительные расходы. «Разница в закупке у «Роснефти» и у частных предприятий – примерно 3 тыс. рублей за тонну, соответственно, и отпускная цена у госпредприятия ниже. При этом в Иркутской области 52% АЗС принадлежат «Роснефти», остальные 48% – частным компаниям. К сожалению, согласно законодательству нет возможности, минуя биржу, договариваться о продаже топлива напрямую. Поэтому будем встречаться с представителями «Роснефти», чтобы увеличить количество их АЗС на территории региона для снижения стоимости бензина», – заявил на днях губернатор Иркутской области Игорь Кобзев.
Важными факторами себестоимости добычи, а за ней и розницы, как считает заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов, являются курс национальной валюты и изменения налогового законодательства. Больше всего на себестоимость добычи «черного золота» влияет НДПИ, который зависит от рублевой цены на нефть. Ставка НДПИ растет уже три года подряд. «Поэтому нет ничего удивительного в том, что себестоимость растет. Но стоит заметить, что без сдерживания цен со стороны крупных компаний рост мог бы быть еще более заметным. Мы упираемся в главную проблему - недооцененный рубль. Именно из-за слабого рубля все вышеописанные факторы приводят к плачевным последствиям для внутреннего рынка. Но нельзя не признать, что цены на бензин и дизельное топливо у нас не только одни из самых низких в мире, но и с точки зрения благосостояния населения они не пересекают критические уровни», - отметил аналитик.
Добавим, что, по данным Минэнерго, производство бензина в России за прошлую неделю выросло на 7,4%. Отгрузка ГСМ на внутренний рынок соответствует уровню 2019-2020 годов. Объемы продаж через биржу с начала августа в среднем превышают показатель аналогичного периода прошлого года на 17%. Запасы бензина держатся на стабильном уровне — около 1,6 млн. тонн несмотря на плановые летние ремонты на российских НПЗ. В целом же ценовая ситуация на отечественном розничном рынке моторного топлива подтверждает истину, которая в России известна уже всем давно: цена на бензин у нас в стране практически не зависит от стоимости нефти. Ценник в основном формируют налоги и акцизы. Ориентированное на экспорт сырья государство в случае колебаний на внешнем рынке всегда изыскивает доходы за счет уменьшения государственных расходов и повышения различных прямых и косвенных сборов с населения страны. В том числе, акцизов на бензин и дизельное топливо.