18+
  1. Нужна ли государству легкая промышленность?

Нужна ли государству легкая промышленность?

По данным Росстата, в январе-июле нынешнего года в России было произведено 64,1 млн. штук трикотажных изделий (98,2% к соответствующему периоду 2005 г.), 571 тыс. пальто и полупальто (87,3%), 8,8 млн. брюк (90,1%), 2,5 млн. сумок (93,9%).

При этом и в июле на предприятиях отечественной легкой промышленности происходило дальнейшее падение производства. Так, по сравнению с июнем нынешнего года тканей было выпущено меньше на 4,0%, чулочно-носочных изделий на 5,5%, трикотажных изделий на 7,9%, пальто и полупальто на 4,8%, плащей на 3,3%, костюмов на 26,6%, брюк на 42,7%, обуви на 4,0%.

Как свидетельствуют приведенные цифры, отечественная легкая промышленность все ближе подбирается к краю экономической пропасти, а дальше отраслевой коллапс, банкротство большинства предприятий и, как следствие, торжество на отечественном рынке импортной продукции, произведенной преимущественно в Китае и ряде других стран Юго-Восточной Азии.

Из всего этого можно сделать такой вывод: разработанный еще в 2005 г. Министерством промышленности и энергетики совместно с заинтересованными ведомствами на основе предложений 47 субъектов РФ план мероприятий по развитию легкой промышленности на 2006-2008 гг. на поверку пока оказывается всего лишь пшиком. И потому рассчитывать на то, что в ближайшие годы отрасль сможет увеличить свою долю в промышленном производстве России с нынешних 1% до более приемлемого уровня, нет никаких оснований. А ведь еще 16 лет назад вклад российской легкой промышленности в отечественное производство составлял 11,9%.

Как считает сопредседатель Общероссийской общественной организации Деловая Россия, президент Ассоциации предприятий текстильной и легкой промышленности Восток-Сервис Владимир Головнев (холдинг выпускает спецодежду, обувь и средства индивидуальной защиты и объединяет более десяти обувных, швейных, хлопчатобумажных, прядильно-ткацких предприятий), отрасль сегодня докатилась до своеобразного дна. В абсолютной величине дном, конечно, можно считать ноль - ни одной ткацкой, прядильной, швейной или обувной фабрики! Но для 145-миллионного государства полтора десятка стабильно работающих предприятий легкой промышленности это ничто. Хотя еще 4-5 лет назад в одной только Ивановской области выпускали продукцию более десяти ткацких фабрик.

При этом не надо забывать о том, что большинство предприятий отрасли градообразующие, с преобладанием женских коллективов, при этом людям, кроме как здесь, больше и работать-то негде, - говорит Владимир Головнев. К моему глубокому сожалению, сегодня нет серьезных вложений в переоборудование фабрик, существуют проблемы резкого старения кадров. Поэтому выжить и продуктивно работать смогут, наверное, только вертикально интегрированные холдинги. А вот генеральный директор компании Формика Илья Хандриков заявил недавно в эфире телеканала РБК, что в последнее время предприятия отрасли ежегодно вынуждены покидать по 100 тыс. специалистов. Если эта тенденция сохранится, то, по его прогнозам, через 3-4 года отечественная легкая промышленность перестанет существовать.

По мнению Владимира Головнева, для того, чтобы преодолеть кризис в отечественной легкой промышленности, прежде всего необходимо отменить таможенные пошлины на ввозимое в Россию для предприятий отрасли импортное оборудование. Необходимость эта продиктована двумя обстоятельствами. Во-первых, многие российские заводы, выпускавшие ранее для отрасли станки, машины и механизмы, сегодня их либо не производят, либо производят абсолютно устаревшие модели, которые совершенно не соответствуют требованиям рынка. Во-вторых, ежегодное обновление парка оборудования в отрасли в настоящее время не превышает 3-4% в год из-за того, что при 2-4% рентабельности производства у предприятий просто нет денег на дорогостоящую реконструкцию производства. В этой связи отмена таможенных пошлин пошла бы только на пользу бедствующим производствам.

Как считает глава Ассоциации предприятий текстильной и легкой промышленности Восток-Сервис, необходимо и эффективное развитие частно-государственного партнерства. Хотя бы потому, что, к примеру, для покупки нового оборудования нужны большие финансовые затраты. С одной стороны, в банках эти деньги получить достаточно трудно, а, с другой стороны, очень высокие процентные ставки по банковским кредитам не позволяют предприятиям проводить техническое перевооружение производства. Поэтому и нужно частно-государственное партнерство, когда в действующие предприятия государство под какие-либо гарантии будет вкладывать финансовые средства, что позволит не только создавать новые рабочие места, но и выпускать конкурентоспособную продукцию.

По мнению Владимира Головнева, требует решения и уже набивший оскомину вопрос с возвратом НДС, который обсуждается не только представителями легкой промышленности, ни и многими экспортерами из других отраслей российской экономики.