«Тандемократия» добьет Россию?

Рокировка в тандеме Путин-Медведев вгоняет российских экономистов в тоску. По опыту предыдущих лет, крайне неутешительных для отечественной экономики, эксперты судят о том, что и сейчас нет никаких предпосылок к тому, что власть вдруг не на словах, а на деле захочет проводить столь необходимые стране реформы.

Меньше чем через месяц действующий президент РФ и премьер-министр поменяются креслами. Как ожидается, Дмитрий Медведев возглавит правительство, и это не особенно радует экспертов, отмечающих не слишком успешную его работу на посту руководителя страны. Масштабные планы по либерализации экономики, борьбе с коррупцией и модернизации так и остались на бумаге президентских посланий действующего главы РФ, подводят итог его президентства экономисты.

Неутешительные результаты «медведевской эпохи» стали темой обсуждения независимых экспертов на очередном заседании экономического клуба ФБК*. По оценкам компании, по основному макроэкономическому показателю — ВВП — Россия показала прирост за 4 года в 5,5%, проиграв эту гонку многим развивающимся странам. По данным ФБК, по этому показателю РФ занимает 11-е место среди стран G20 и последнее место в БРИКС. Лидирует по обеим группам Китай, прирост ВВП которого за тот же период составил 44,2%.

«Сравнение со странами СНГ по динамике ВВП также оказывается не в пользу России — только 9-е место. Лидирует Туркменистан — прирост ВВП 52,4%. Хуже России Украина — падение ВВП за 2008–2011 гг. на 4,5% и Армения — снижение на 2,1%», — отмечает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

Реклама на веке

Наблюдается и ухудшение позиций России по большинству общепризнанных мировых рейтингов. В частности, по Индексу конкурентоспособности страна опустилась на 66-е место в рейтинге 2011–2012 гг. по сравнению с 51-м местом в рейтинге 2008–2009 гг.

Политические институты страны не вызывают доверия ни у российских инвесторов (они предпочитают оффшоры), ни у иностранных. Безусловных достижений у власти три: завершение казавшегося бесконечным вступления в ВТО; замедление инфляции в 2011 году до исторического минимума в 6,1% (но, по мнению аналитиков, повторить этот рекорд в нынешнем году не удастся); ускоренная индексация пенсий - их средний размер вырос в 2,5 раза. Последнее, впрочем, к Медведеву имеет опосредованное отношение - сторонником увеличения соцрасходов всегда был Владимир Путин, кроме того, за это удовольствие еще придется платить.

Но главная беда заключается не в отсутствии особых успехов на ниве развития российской экономики. «Когда через много лет будет анализироваться деятельность нынешних руководителей страны, их подвергнут критике и проклянут не за то, что они сделали, а за то, что не сделали», — прогнозирует главный аналитик «МК-Аналитика» Олег Буклемишев. Не воспользовались демографическим дивидендом, который экономика получила в начале 2000-х годов, длительным периодом высоких цен на нефть, позволившим накопить большие резервы, благоприятным международным климатом и другими возможностями, которых впредь уже не будет.

Эксперт напомнил о пяти «И», которые Дмитрий Медведев в 2008 г. назвал в качестве приоритетов: инфраструктура, инвестиции, институты, инновации и интеллект. Инфраструктурные улучшения проходили по большей части в «показушном» виде, типа олимпийской стройки в Сочи, считает Буклемишев. При этом протяженность дорог с твердым покрытием по-прежнему снижается, а самолеты продолжают падать.

По инвестициям в России наблюдался беспрецедентный спад во время кризиса, и до сих пор они находятся там, куда свалились в тот период. Говоря об институтах, эксперт задал риторический вопрос, стали ли работать лучше наши суды или правоохранительные органы. Была, например, широко разрекламированная инициатива президента о выведении из состава совета директоров госкомпаний министров и других высокопоставленных чиновников. Но кто их заменил? Начальники департамента, ветераны спецслужб, вообще никому не известные люди. Принимались какие-то решения, шумно обсуждались, формально реализовывались — и оборачивались пшиком, констатирует эксперт.

«Об инновациях и говорить не приходится. Я не вижу никаких позитивных признаков», — отметил Буклемишев.

И, наконец, что касается интеллекта — ярким примером положения дел в этой области служит тот факт, что в последнем международном рейтинге вузов ни один российский институт, включая МГУ им. Ломоносова, не попал даже в первую сотню.

О полной дезориентации в экономическом блоке правительства говорит и советник Института современного развития Никита Масленников: «Буквально через несколько месяцев мы можем оказаться в ситуации 91-го года. Не с точки зрения экономической разрухи и коллапса, а с точки зрения того, что надо будет наконец-то делать реформы, но как, почему и кто их должен делать – всем до сих пор непонятно».

Экономисты сошлись во мнении, что разговоры о создании международного финансового центра стали похожи на пустой звук, коррупция оказалась неизлечимой болезнью, несырьевой сектор по-прежнему страдает дистрофией, а сырьевой достиг предела своих возможностей. Главная «дойная корова» российской экономики — нефтегазовая сфера — сегодня находится в состоянии деградации. До 2030 года в нее придется вложить порядка $ 700 млрд. только для сохранения физических объемов производства.

«Структура ориентации на экспорт сырьевых и малообработанных товаров за время правления Медведева лишь усугубилась, - продолжает тему председатель наблюдательного совета ВТБ Сергей Дубинин. - А ускорения экономического развития, несмотря на выход из кризиса, не происходит».

Исполнительный директор Центра развития Наталья Акиндинова рассказала о растущей зависимости населения и экономики от бюджетных источников. «Если в 2006–2007 годах около 20% доходов населения составляли выплаты из бюджета в виде пенсий, пособий, зарплат бюджетников, то в кризис их доля выросла уже до 30%. Тенденция роста сохраняется и сейчас. Растет доля людей, занятых в госкорпорациях, в компаниях, которые обеспечивают госзакупки», – поясняет Акиндинова.

Одновременно и в частном секторе усиливается зависимость от бюджета. Во время кризиса предприятия стали ориентироваться на тесное сотрудничество с государством. Выросла доля субсидий предприятиям. И эта зависимость от бюджетных поступлений до сих пор никуда не делась. Как итог – растущая монополизация. Низкой эффективностью начинает характеризоваться уже не только госсектор, но и рыночные предприятия.

Безусловно, Медведеву очень не повезло с тем, что мировой финансовый кризис случился именно в срок его правления. «Но кризис уже закончился, а ничего до сих пор не улучшилось. Ни рост конкурентоспособности, ни рост производства и труда», — добавляет Сергей Дубинин.

«К сожалению, никаких экономических проблем перед правительством Медведева не стоит, - подчеркивает Буклемишев. - Не существует сейчас триггеров, плеток, стимулов, которые заставили бы работать с теми долгосрочными проблемами, которыми озабочено наше экспертное и гражданское сообщество. Все кричат, на собраниях и митингах, но нас не слышно. Будет проблема развала этой системы, которую они построили, деконструкция пирамидки, которая, как выяснилось, не работает».

*
Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) внесена Минюстом в перечень НКО, выполняющих функции иностранного агента
Реклама на веке
Мария Шарапова шокировала фанатов, обрезав свои длинные локоны (фото) В Киеве пройдут пикеты за запрет абортов у Верховной Рады и медцентра