«Это вопрос к Федеральной службе безопасности. Если у них [ФСБ] будут проблемы с предоставлением ключей шифрования, они могут также обратиться в суд и получить аналогичное судебное решение», - заявил Никифоров.
Напомним, в марте представители руководства Viber заявили, что администрация сервиса не сможет предоставить ключи безопасности, если ФСБ от нее этого потребует.
Там также отметили, что компания сотрудничает с силовыми структурами многих стран, однако предоставить ключи шифрования никому не может, поскольку для шифрования переписки используется механизм, предполагающий хранение ключей на устройствах пользователей.
Подобный ответ Федеральной службе безопасности давала и команда Telegram. Представители мессенджера заявляли, что попросту не могут выполнить требование ФСБ. Юрист компании Дмитрий Динзе пояснял, что у администрации мессенджера нет доступа к ключам, которые позволили бы декодировать переписку пользователей. Эти слова подтверждали и независимые эксперты, которые указывали на то, что ключи хранятся на устройствах самих пользователей, а потому администрация мессенджера не может их предоставить.
Впрочем, все эти заявления не убедили российские власти, и 16 апреля Роскомнадзор начал блокировку Telegram. После того как мессенджер подвергся блокировке, «заглушенными» оказались миллионы IP-адресов. Пострадали сервисы таких гигантов IT-индустрии, как Amazon, Google, DigitalOcean и Microsoft.
Однако ощутимого эффекта меры, предпринимаемые Роскомнадзором, не принесли - добиться прекращения работы мессенджера в России не удалось. На прошлой неделе сообщалось, что Telegram потерял лишь 3% активной аудитории. Между тем, есть и противоположная информация о том, что число пользователей мессенджера растет.
Сомнения в том, что усилия Роскомнадзора принесут плоды, на прошлой неделе высказал интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев, заявивший, что Telegram благодаря постоянным обновлениям сможет обходить все блокировки, и на его работе они практически не скажутся. При этом, по его словам, «черный» список Роскомнадзора продолжат пополнять адреса сторонних сервисов.
Никифоров, в свою очередь, признавал, что решение суда по блокировке Telegram выполняется «с переменным успехом».
При этом в Кремле призвали не иронизировать над эффективностью работы Роскомнадзора, который не может заблокировать Telegram, но наносит ущерб российскому бизнесу.
Что же касается мессенджера Viber, то в апреле его пользователи активно жаловались на сбои в работе. В компании объяснили технические сложности попытками российских властей заблокировать Telegram.
Согласно данным статистики, Viber - одно из самых популярных в РФ приложений для обмена сообщениями. По данным на начало года, его аудитория достигала почти 10 млн. человек. Мессенджером Telegram пользуется почти вчетверо меньшее число россиян - около 2,5 млн. человек.
Отметим, что действия властей по блокировке Telegram вызвали недовольство у пользователей - 30 апреля и 1 мая в России прошли многотысячные акции протеста, участники которых выступили в поддержку свободного Интернета.