Хмелев обладал способностью не просто заставить зрителя сопереживать своим героям: он давал понять, что то, что происходит на сцене, имеет непосредственное отношение к каждому из сидящих в зале.
Хмелева зрители знают в первую очередь как ведущего актера труппы МХАТа и художественного руководителя Театра им. Ермоловой. В 1939 году Владимир Немирович-Данченко подарил Николаю Хмелеву свою фотографию с надписью: Одному из наших талантливейших, с юности отмеченному театральной фортуной Хмелеву с лучшими чувствами и с настоятельным поручением беречь глубину, яркость и общественную силу Художественного театра. На то призван!. Авторы фильма Отмеченный театральной фортуной попытались открыть неизвестного Хмелева, соединив воспоминания, фотографии, редкую документальную хронику, чтобы по-новому осмыслить творческий путь артиста.
Театральный критик Инна Соловьева вспоминает: Николай Хмелев был удивительно многогранен. В его репертуаре были героические, комедийные, лирические, трагические и гротесковые роли. Он с силой играл прокурора Николая Скроботова (Враги по пьесе М. Горького), Каренина (Анна Каренина по Л. Толстому). В то же время с душевной тонкостью исполнил роли Тузенбаха (Три сестры А. Чехова), царя Федора (Царь Федор Иоаннович А. Толстого). Ему как актёру были близки и острая сатира, и мягкий юмор, особенно ярко раскрывшийся в роли Силана (спектакль Горячее сердце). Будучи человеком из простой семьи, Хмелев, по словам актрисы МХАТа Аллы Тарасовой, тяготел к ролям аристократов и интеллектуалов. Она рассказывает: Выходит на сцену Каренин это настоящий аристократ с великолепными манерами, выходит Скроботов это всезнающий прокурор. По словам Инны Соловьевой, Хмелев любил играть драмы ума. Много времени и сил он как художественный руководитель отдавал преподавательской деятельности. Его мастерская, позже ставшая частью театра имени М.Н. Ермоловой, всегда была в привилегированном положении. Юрий Любимов вспоминает, что многие студенты поступали именно в студию Хмелева. Это как бы и не учеба была, а книга жизни. Хмелев, искренне увлеченный учением Станиславского и поисками Немировича-Данченко, приносил в труппу идеи, которые потом оформились в принципы знаменитой системы русской школы психологического театра. Его идеи будоражили воображение и не давали повернуться назад, вернуться к штампу, продолжает Инна Соловьева.
Алексей Баталов не был знаком с Хмелевым, поэтому он рассказывает об актере по воспоминаниям своих тети и дяди, актеров МХАТа Николая Баталова и Ольги Андровской. Мне рассказывали, что это был человек редкостной самодисциплины и выдержки. Например, когда Хмелеву сказали, что он будет играть офицера Турбина, он, от природы сутулый, каждый день тайно занимался конным спортом, чтобы его осанка стала идеальной, . И был вознагражден за это упорство. Когда он стоял на сцене и ровно держал спину, в зрительном зале не осталось сомнений настоящий кавалерист!.
Одна из самых известных киноролей Николая Хмелева сельский учитель греческого языка Беликов в ставшей хрестоматийной экранизации чеховского рассказа Человек в футляре Исидора Анненского. Фильм, снятый в 1939 году, до сих пор считается одной из лучших экранизаций Чехова. Друг и партнер Хмелева по спектаклям Художественного театра Анна Каренина и Дни Турбиных Марк Прудкин в программе Отмеченный театральной фортуной рассуждает о фильме: Замените Хмелева, Раневскую, Грибова и Абдулова в Человеке в футляре на других актеров и о фильме никто не вспомнит. Но играют именно Раневская, Хмелев, Грибов и Абдулов и фильм будет жить, и персонажи у них живые люди со своими, пусть маленькими, но страстями, со своей, пусть скучной, но жизнью. Удивительно живой фильм, удивительно современный. Про нас, про нас сегодняшних. Над нами смеется Раневская, и о нас плачет Хмелев.
В программе Отмеченный театральной фортуной использованы уникальные видеосъемки из архивов Гостелерадиофонда: сцены из спектаклей Дни Турбинных, где Хмелев играет вместе с Аллой Тарасовой; Дядюшкин сон, Враги по пьесе Максима Горького, отрывки из спектакля МХАТа Анна Каренина (после этого спектакля Хмелеву присвоили звание народного артиста СССР). А также записи воспоминаний об артисте его друзей и коллег: отрывок письма Ольги Книппер-Чеховой о таланте Хмелева. А также фрагменты программы Воспоминания, которые всегда со мной (1983), где актриса Софья Пилявская говорит о последних часах жизни Хмелева. Он умер так, как и должны умирать настоящие артисты, в театре на сцене. Шла генеральная репетиция трагедии Алексея Толстого Трудные годы. Ему было сорок четыре года. Его уход был большой драмой для всего нашего искусства. Такие люди, как Николай Хмелев, по дарованию, по содержательности отнюдь не часто встречаются в нашем мире.
Смотрите сегодня, 10 августа, на телеканале Культура художественный фильм Человек в футляре (в 10.55) и документальный фильм Отмеченный театральной фортуной (в 21.15).
Александр ГЕРАСИМОВ, обозреватель отдела Культура и СМИ электронной газеты Век.