Территории опережающего развития, первые из которых появились в России в 2015 году, на сегодня привлекли больше инвестиций, нежели особые экономические зоны, которые действуют с 2005 года, подсчитали в экономическом ведомстве и Минвостокразвития. Сейчас в РФ функционирует 26 особых экономических зон, суммарный объем инвестиций в которые за 2005-2019 годы составил 369,4 млрд рублей. В зонах действует 707 компаний-резидентов, которые обеспечили рабочими местами 36,8 тыс. россиян.
Первые территории опережающего развития располагались на Дальнем Востоке, а с 2016 года их создание началось в моногородах на всей территории РФ. Сейчас в стране насчитывается 106 таких территорий, вложения в которые достигли 375,4 млрд рублей. На территориях зарегистрировалось 775 резидентов, которые трудоустроили 35,3 тыс. граждан, пишут «Известия» со ссылкой на подсчеты профильных министерств. Функционируют ТОРы и ОЭЗ по схожим принципам: резиденты могут рассчитывать на фискальные, страховые и другие льготы, а взамен должны обеспечить ускоренный экономический рост на соответствующей территории. При этом работающие в ОЭЗ компании на постоянной основе освобождаются от имущественного налога и земельного сбора, а для функционирующих в ТОР предприятий на 5 лет аннулируются налоги на имущество и прибыль.
О недостаточной эффективности ОЭЗ ранее заявляли в Счетной палате. Там указывают, что затраты на управление такими территориями постоянно увеличиваются, в то время как количество созданных там рабочих мест оставляет желать лучшего. Неэффективность отдельных зон констатировали и в экономическом ведомстве. В 2017 году глава правительства Дмитрий Медведев упразднил 10 не оправдавших себя экономических зон.
Управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию «Эксперт РА» Антон Табах полагает, что и ОЭЗ, и ТОРы справляются с возложенными на них задачами – на эти территории приходят инвесторы, которых без льгот привлечь не удалось бы. Доцент РАНХиГС Дмитрий Каталевский считает, что параллельное функционирование ТОРов и ОЭЗ должно быть сохранено, но с обязательным аудитом эффективности, который следует выполнять каждые несколько лет, и упразднением нерезультативных льготных территорий.