Не секрет, что состояние автомобильных дорог в регионах, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Так, на 1 января 2017 года общая их протяженность составляла 934,3 тыс. км. При этом почти половина из них - грунтовые. А в двух субъектах РФ (Республика Тыва и Ярославская область) более 70% местных автомобильных дорог не имеют твердого покрытия.
При этом всего в стране насчитывается 43,9 тыс. населенных пунктов, не имеющих связи с сетью автомобильных дорог с твердым покрытием.
Основная причина сложившегося положения - недостаток финансирования. Функция содержания дорог возложена на местные бюджеты, а денег на то, чтобы достойно строить, проектировать, реконструировать и ремонтировать, у них, очевидно, не хватает.
Кроме того, по оценке экспертов, выпадение доходов региональных и дорожных фондов в 2017 - 2019 годах в связи с внесением изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ в части корректировок ставок акцизов на ГСМ и норматива распределения акцизов на ГСМ между федеральным и региональными бюджетами (не в пользу субъектов РФ) составляет до 100 млрд. рублей.
По данным «РАДОР», минимальная ежегодная сумма денежных средств, которая была необходима бюджетам субъектов РФ в 2017 году на финансовое обеспечение расходных обязательств по содержанию дорог, составляет 1 трлн. 734,5 млрд. рублей, а плановые расходы - всего 237,4 млрд. рублей, или лишь 14,3% от требуемого.
Депутаты полагают, что облегчить положение и изыскать дополнительные средства для местных бюджетов можно за счет дополнительных источников доходов. По словам председателя комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексея Диденко, можно, например, передать транспортный налог в бюджет муниципалитетов. «Это позволит привлечь сотни миллионов рублей в дорожные фонды», - полагает Диденко.
Кроме того, парламентарии предлагают распределять суммы штрафов, которые зачисляются в бюджеты субъектов РФ, между региональными и местными бюджетами. Например, за 2015 - 2016 годы кассовое поступление штрафов за нарушение Правил дорожного движения составило более 125 млрд. рублей. Половина этой суммы можно было бы направить в местные бюджеты.
По мнению Диденко, логично также перенести крайний срок оплаты имущественных налогов с декабря на октябрь. Дело в том, что около 50% платежей по имущественным налогам граждане платят в конце ноября - начале декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Это приводит к неравномерности наполняемости дорожных фондов субъектов Федерации и муниципальных дорожных фондов, а также к недостатку средств местных бюджетов в течение финансового года. Депутат напомнил, что соответствующий законопроект находится на рассмотрении в парламенте.
В свою очередь, член комитета Госдумы по аграрным вопросам Виктор Кидяев заявил, что, по данным экспертов, стоимость строительства 1 км дороги составляет 59 млн. рублей, учитывая это, дорогими становятся текущий ремонт или реконструкция дорог, не говоря уже о прокладке новых.
При этом надзорные органы требуют исполнения дорожных нормативов. При этом Кидяев привел пример, как сельское поселение Еланцинское в Иркутской области, имея бюджет 16 млн. рублей, по решению суда должно теперь построить и отремонтировать 100 км дорог.
В свою очередь, депутат считает, что сократить затраты местных бюджетов на исполнение дорожных полномочий возможно, если наделить их правом на добычу песка, глины и щебня для дорожного строительства и ремонта.
Чиновники также согласны с тем, что денег на дороги выделяется явно недостаточно. По словам директора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса Игоря Костюченко, только 40% дорог местного значения отвечают нормативным требованиям. В то же время он напомнил, что передача части налогов на уровень муниципалитетов потребует найти альтернативу выпадающим доходам федерального бюджета. Без этого дальнейшие разговоры о дополнительных источниках дохода не имеют смысла.
Аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов, в свою очередь, обратил внимание на то, что управление уже выделенными деньгами идет недостаточно эффективно.
В итоге участники парламентских слушаний рекомендовали правительству «рассмотреть возможность разработки единой методической базы по установлению органами местного самоуправления нормативных затрат на капитальный ремонт, а также правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели», а Министерству финансов и транспорта проработать изменения в Бюджетный кодекс для рассмотрения возможностей закрепления за местными бюджетами дополнительных источников доходов.