По словам заместителя главы Роструда Дениса Васильева, сегодня значительная часть россияне не имеет возможности трудиться по специальности, указанной в дипломе. Причиной тому стали как технологические изменения на трудовом рынке, так и предпосылки социально-демографического характера. В нынешних условиях жители страны вынуждены не только довольно часто менять место трудоустройство, но и мигрировать между видами занятостями, специальностями и сферами применения своих знаний. Поэтому в Роструде считают необходимым разработать современную методику прогнозирования динамики трудового рынка.
Васильев сослался на результаты проведенного ведомством на базе электронного ресурса «Работа в России» социологического исследования. У пользователей поинтересовались, как именно они определялись с профессией, и не пришлось ли им сожалеть о сделанном выборе. Из 1000 опрошенных всего 670 человек подтвердили, что самостоятельно определялись с местом обучения после окончания школы. Еще для 190 решающими стали рекомендации родственников и друзей. И только 25 респондентов сообщили, что руководствовались итогами профориентационной работы, которая была с ними проведено.
Как следствие, многим россиянам полученная специальность не пригодилась. Всего 27% респондентов заявили, что занимаемые ими сейчас должности в полной мере соответствуют записи в дипломе. По мнению Васильева, по мере усиления экономических цифровых процессов доля трудящихся не по профессии россиян будет увеличиваться. В Роструде намерены исправить ситуацию не только прогнозированием потребностей трудового рынка, но и путем осовременивания профориентационной работы, а также массового переобучения соискателей работы.
Между тем, как сообщается на портале Роструда, одной из сфер, где наблюдается значительная доля сотрудников, квалификация которых не соответствует занимаемой должности, является организация летнего отдыха. Сейчас ведомство проводит ревизии на предмет выполнения детскими здравницами требований по подготовке к лету. Особое внимание уделяется наличию в лагерях достаточного количества квалифицированного персонала, исходя из числа детей и подростков, которое намерено принять конкретное учреждение.