Как заявили в Министерстве обороны США, пятый в истории вывод в космос секретного космического аппарата Х-37В осуществит новая компания. Ею была избрана SpaceX, собственником которой является соратник и консультант хозяина Белого дома Дональда Трампа, миллиардер Илон Маск. Примечательно, что вкладывать значительные ресурсы – как финансовые, так и временные, в подготовку к запуску новому подрядчику не придется. Пуск назначен уже на август нынешнего года, что свидетельствует о выполнении большей части подготовительных работ предыдущим исполнителем.
Сенсационная информация была оглашена командующей Военно-воздушными силами США Хизер Уилсон в ходе заседания сенатского оборонного комитета. Представитель демократов Мартин Генрих поинтересовался, насколько быстро ВВС смогут осуществить космический запуск, необходимость которого возникла в экстренном порядке. Уилсон заверила, что для обеспечения таких срочных запусков Пентагон впредь планирует прибегать к услугам не одной сертифицированной порядной организации, как это практиковалось ранее, а двух. Такая конкуренция позволит снизить стоимость их услуг, а также повысит надежность выполнения заказов, убеждена Уилсон. Командующая ВВС подтвердила, что для вывода в космос шаттла Х-37В будет использована ракета-носитель, изготовленная компанией Маска.
Глава ВВС воздержалась от оглашения причин, ввиду которых предпочтение получила именно SpaceX. Ранее соответствующие заказы выполнял United Launch Alliance, до последнего времени обладавший уникальными сертификатами на вывод челноков. Уилсон ограничилась общей фразой о стремительном развитии астронавтики, которое позволяет коммерческим компаниям с гарантией и за небольшие деньги выводить в космос необходимые государству аппараты. Такую же версию задекларировал глава Управления сил быстрого реагирования ВВС Рэнди Уолден. Он отметил, что наличие двух и более платформ, адаптированных к пускам экспериментальных космических кораблей, является залогом надежности таких испытаний. Уолден подчеркнул, что получение сертификатов SpaceX является достаточной гарантией того, что Х-37В будет без сбоев доставлен в космос. Кроме того, компания Маска согласна на гибкие условия партнерства, добавил он. Отметим, что сотрудничать с оборонным ведомством SpaceX начала в 2015 году, однако получала заказы только на вывод на орбиту спутников, обеспечивающих работу GPS.
Переданный в ведение SpaceX Х-37В относится к категории мини-шаттлов и является засекреченной разработкой оборонного ведомства. Дизайн аппарата схож с челноками, которые на протяжении трех десятилетий были задействованы в пилотируемой программе Space Shuttle. Однако Х-37В является беспилотным аппаратом длиной 8,9 м, высотой 2,9 м и обладает размахом крыльев 5 м. Изначально он разрабатывался как экспериментальная платформа для апробации в условиях космоса новейших изобретений и технологий. Испытательные объекты доставляются на орбиту в грузовом отсеке, габариты которого составляют 2,1 м х 1,2 м.
Х-37В адаптирован к долгосрочному пребыванию в космосе. Эта функция активируется, если шаттл находится на высоте 300-400 км. Четвертый и последний на данный момент полет аппарата продолжался 718 суток. В альтернативном режиме шаттл может находиться в космосе менее продолжительное время, однако регулярно менять орбиту. Завершается полет в режиме торможения. Аэродинамические возможности аппарата позволяют ему выполнять посадку по принципу самолета на обладающей необходимыми параметрами взлетно-посадочной полосе. Первый полет аппарата состоялся в 2010 году и длился 224 суток. В предыдущих четырех пусках для вывода шаттлов в космос были задействованы ракеты Atlas V – совместная разработка корпораций Boeing и Lockheed Martin.
По мнению независимого эксперта в области космической политики и члена-корреспондента Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Андрея Ионина, несмотря на статус сверхсекретного, Х-37В на самом деле не является таковым. Причиной тому – публикация его снимков американским военным ведомством. Очевидно, тайну представляет только начинка аппарата, а не его оболочка, продолжает эксперт. К примеру, его грузового отсека достаточно для размещения ядерной бомбы. Кроме того, технические характеристики позволяют аппарату избегать встречи в воздухе с истребителями. А вот предположения о том, что Х-37В является шаттлом-шпионом, похищающим информацию с чужих спутников, либо ломающим таковые, являются абсурдом, поскольку одно точное сближение с таким объектом будет стоить аппарату всего топливного запаса.
Как сообщал ранее «Коммерсант», в России аналогов Х-37В не имеется. Его прообразом в свое время был советский военный корабль «Буран», история которого ограничилась единственным пуском. Впрочем, после первого запуска шаттла зампред правительства Дмитрий Рогозин говорил о целесообразности разработки его отечественного аналога.
Если даже частично опасения об использовании нового челнока в качестве беспилотного космического бомбардировщика подтвердятся, то Россия окажется в ситуации аналогичной той, в которой оказался СССР в конце 70-х годов, когда был вынужден рассматривать первый шаттл в качестве стратегчиеской угрозы национальной безопасности. Военные, как известно, живут в мире возможностей, а не намерений. И обязаны отвечать на угрозы симметрично. Что это означает в новой политической ситуации? Можно быть уверенным в том, что нынешние государственные структуры, управляющие космосом, не способны дать оперативный ответ на этот вызов.