Троянский друг. Какие риски таит Пашинян?

Дружба с новым премьером Армении может стоить России очень дорого. 59 голосов за кандидатуру Никола Пашиняна - это не только кресло премьера Армении, но и серьезный повод задуматься, сможет ли работать его правительство.

Премьер без министров

Очевидно, что в ситуации, когда голоса депутатов Национального собрания разделились 59 «за» - 42 «против», новый кабинет может рассчитывать в лучшем случае на ситуативное большинство. Еще один очевидный вывод: Пашинян требовал для себя премьерское кресло, не представляя даже в общих чертах, кто войдет в состав его правительства. Собственно, поэтому правительства и нет по сей день.

История о том, как Никол Пашинян стал премьером, - красноречивый пример того, когда правительство возглавил политик, набравший меньше всех голосов на парламентских выборах. Для справки: блок «Елк» («Исход») на выборах в парламент Армении 2 апреля 2017 года занял третье место, получив 7,78% голосов и 9 депутатских мандатов.

Реклама на веке

А Пашинян свою должность получил только благодаря поддержке Запада и диктату улицы. Причем, протестующие прибегали к таким приемам, как блокирование автотрасс и государственных зданий, которые при желании можно квалифицировать как уголовно наказуемые деяния. Например, захват государственных зданий - это ст. 219 Уголовного кодекса Армении, предусматривающая от 4 до 10 лет (если совершившие это действовали по предварительному сговору) или от 6 до 12 лет тюрьмы (если обвинение докажет, что действовала организованная группа или захват привел к гибели людей или иным тяжким последствиям).

В целом же расстановка сил в Национальной собрании в день голосования выглядела так:

- Республиканская партия Армении - 57 депутатов;

- Блок «Царукян» - 31;

- «Елк» - 9;

- «Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн» - 7.

Всего в Национальном собрании - 104 депутата с учетом того, что Пашинян сдал мандат в связи с избранием его премьер-министром.

При такой расстановке сил работа Пашиняна во главе правительства выглядит проблематично. Армения после конституционной реформы - парламентская республика, поэтому непонятно, как собирается работать новое правительство без большинства в парламенте. Учитывая, что «Елк» - это всего 9 депутатов, а любой закон требует минимум 53 голоса, нужно по каждому голосованию договариваться с другими фракциями. Либо Пашинян будет по каждому законопроекту выводить на улицу своих сторонников и давить на Национальное собрание. Но надолго ли его хватит, вот в чем вопрос.

Поэтому Пашинян и его соратники обречены бороться за перевыборы парламента, предварительно выписав наиболее выгодный для себя вариант избирательной системы. «Первым шагом будет работа над новым избирательным кодексом и законом о партиях. Будут изменения в ЦИКе», - прогнозирует сотрудник грантовой организации Степан Григорян в комментарии BBC.

Чего ожидать от премьер-министра Никола Пашиняна? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить его биографию, а также внимательно присмотреться к кандидатурам новых вице-премьеров и министров. Итак, судя по биографии, журналист по профессии Пашинян в своей жизни не руководил даже палаткой на рынке или ЖЭКом. Поэтому возникают серьезные вопросы, сможет ли он руководить правительством, которое по новой Конституции отвечает за финансовые, хозяйственные и социальные вопросы. Обычно в таких случаях номинальный руководитель работает как «зиц-председатель Фунт», а реальные решения принимают его заместители и министры. Поэтому стоит очень внимательно изучить, кого прочат в состав кабинета Пашиняна. Если мы увидим в составе правительства выходцев из грантовых структур США и Сороса, то это означает, что правительство Армении будет представлять собой «частно-государственное партнерство», а руководить им будет посольство США при участии американского финансового олигарха.

Троянский друг

«На хрена нам враги, когда у нас есть такие друзья?» - пел Борис Гребенщиков*. Накануне назначения Никол Пашинян противоположно своим предвыборным обещаниям добиваться выхода из ОДКБ и ЕврАзЭС очень старался убедить всех, что не собирается разрывать отношения с Россией. «Если мы что-то хотим менять [в отношениях с Россией], мы хотим менять это в позитивном плане», - заявил кандидат в премьер-министры Армении.

И он мог искренне говорить правду, потому что «дружба» может принести больше «минусов», чем ставка на разрыв отношений. Какими рисками чреват премьер-министр Пашинян?

В первую очередь, есть риск подрыва ОДКБ. Примечательно, что со 2 мая 2017 года должность генерального секретаря этой организации занимает генерал-полковник Юрий Хачатуров, до назначения работавший начальником Генерального штаба ВС Республики Армения (2008-2016).

Хачатуров окончил два военных вуза - Тбилисское высшее военное артиллерийское командное училище (1974) и ленинградскую Военную артиллерийскую академию имени Калинина (1985). До 1982 года он служил на различных должностях в Дальневосточном военном округе, в 1985-1987 - в белорусском военном округе, с 1987 года по 1989 год воевал в Афганистане. В ОДКБ с 2008 года по 2010 год возглавлял Объединенный штаб организации.

Заметим, что в последние годы ОДКБ дышала на ладан. К примеру, срок полномочий генерального секретаря составляет 3 года, но предыдущий генсек Николай Бордюжа занимал свой пост с 2003 года по 2016 год. Какое-либо оживление в работе ОДКБ наблюдается только с конца прошлого года. 30 ноября 2017 года президенты шести стран - членов ОДКБ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан) провели Совет коллективной безопасности в Минске, приняв несколько программных документов. Документы, в частности, план реализации Стратегии коллективной безопасности до 2025 года, проясняют, какие задачи ставит перед собой ОДКБ и чем она будет заниматься в ближайшее время.

Учитывая то, что Армения состоит в ОДКБ и ЕврАзЭС, у новой власти есть два варианта посадить Кремль «на растяжку». Например, через обострение отношений с Азербайджаном. А еще лучше - с Турцией, чтобы разрушить сотрудничество по строительству двух ниток «Турецкого потока». Интересно, что организованные митинги в Ереване разбушевались за считанные дни до 30 апреля, когда «Газпром» официально заявил о завершении первой нитки «Турецкого потока». Трубопровод длиной 1100 км и мощностью 15,75 млрд. кубометров от компрессорной станции «Русская» на побережье Черного моря до турецкого городка Люлебургаз будет поставлять газ потребителям в Турции. На кону - вторая нитка, по которой планируется поставлять газ «Газпрома» в страны Южной и Юго-Восточной Европы, граничащие с Турцией.

Представим, что завтра новые власти Армении начинают конфликт с Турцией. И абсолютно законно, ссылаясь на Устав ОДКБ, требуют от Москвы и других стран - членов этой организации вмешаться на стороне Армении. Вот она и «растяжка»: выступить на стороне Армении, значит, ввязаться в конфликт с Эрдоганом, в результате которого первым делом пострадает «Турецкий поток» и действующий трубопровод «Голубой поток», по которому идут поставки газа в Турцию. Если же Кремль откажется от вмешательства, новая власть Армении во главе с Пашиняном получит законный повод обвинить Москву в невыполнении обязательств, после чего есть риск, что на ОДКБ можно будет поставить крест. Аналогичная ситуация, если Пашинян пойдет на обострение с Азербайджаном по Нагорному Карабаху. Либо Кремль должен будет выполнять свои обязательства по Договору о коллективной безопасности и выступить на стороне Армении, либо Пашинян использует эту ситуацию, как пример, что стране нужно выходить из ОДКБ, а затем сразу и из ЕврАзЭС. Вот и получается на практике «Елк» - то есть, «Исход» из ОДКБ и ЕврАзЭС, который Пашинян обещал своим избирателям во время выборов.

Наир Алиев, журналист (Баку, Азербайджан)

В своем недавнем блиц-интервью Никол Пашинян заявил, что доволен реакцией России, которая назвала события в Армении внутренним делом страны. При этом, понимая, что население Армении боится потерять поддержку России и остаться один на один со всеми региональными проблемами, он все равно не преминул высказать свои претензии к Москве, Евразийскому Союзу и ОДКБ. Он недоволен недоступностью российского рынка для армянских товаров. «Есть вопросы армянских водительских прав, есть вопросы права на работу в Российской Федерации» и так далее. Пашиняна беспокоит сближение Белоруссии и Азербайджана и многое другое. Так что после избрания Никола Пашиняна премьером Россия получила в Армении откровенно прозападную власть, при этом еще и нестабильную.

После назначения Пашинян принялся всячески обыгрывать свою роль защитника армянского народа, и потому свою первую поездку совершил в Нагорный Карабах. Сделано это в расчете показать, что нет никакого раскола между «ереванцами» и «карабахцами». Кроме того, он уже отличился своими резкими высказываниями по переговорному процессу, необходимости ввода в него «НКР» как стороны, сказал и о признании «НКР». Все это накаляет обстановку в регионе, ситуация может выйти из под контроля, если «центры силы» не объяснят Николе Пашиняну «что можно говорить и делать, а чего нельзя» - то есть, вернут его в границы дозволенного.

Например, по Карабаху это - никакого признания «НКР». Потому что иначе, и это очевидно, будет война. Никакого открытия аэропорта в Ханкенди (Степанакерте), потому что Азербайджан не раз предупреждал, что будет сбивать самолеты, поэтому аэропорт бездействует.

Надо признать, что Москва упустила ситуацию в Армении. Но, я думаю, что Пашинян сейчас - это временная западная фигура. Россия его поменяет на выборах в Национальное собрание, большинства его партия не получит, хотя у него и есть уже административный ресурс.

*
Борис Гребенщиков внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Реклама на веке
Блогер нашел на Марсе жилой дом длиной в 1,8 километра Штрафы за нарушение антитабачного закона составили 30 млн. рублей‍