Тува смахнула пыль с золотого костыля

Железная дорога «Курагино – Кызыл» переживает очередное рождение. Правительство РФ создает концессию с инвесторами проекта, стоимость которого оценивается в 270 млрд. рублей.

20 апреля на сайте кабинета министров РФ было опубликовано соответствующее сообщение. Основными участниками строительства будут государство и АО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (ТЭПК), которую контролирует предприниматель Руслан Байсаров. Возможного участия прочих инвесторов ждали. Для этого Минтранс РФ размещал информацию на сайте «Торги», однако предложением больше никто не заинтересовался. Но это касается частного бизнеса. Со стороны же государства в проекте будут опосредованно принимать участие разные структуры. «Правительство поручает РЖД заключить концессионное соглашение с АО «ТЭПК Кызыл - Курагино». В проект также вошла одна из крупнейших управляющих компаний России - УК «Лидер». Ее учредителями являются Внешэкономбанк, «Газпром», «Газфонд» и Газпромбанк. Это серьезная команда. Это дает надежду на начало строительства, на работу над международным продолжением тувинской ветки Транссиба», - заявил глава Республики Тыва Шолбан Кара-оол.

Напомним, полноценное строительство «Курагино – Кызыл» не может начаться уже много лет. Тува отделена от других регионов России горами. Между ней, Красноярским краем и Хакасией лежат Саяны. Железной дороги нет, единственное сообщение – автомобильные дороги и авиация. Аэропорт Кызыла при этом весьма ограничен в типах самолетов, которые способен принимать. А в зимнее время в автомобильном сообщении случаются перерывы по нескольку дней из-за снегопадов и угрозы схода снежных лавин. Железная дорога должна пройти от Кызыла через природный парк Ергаки в Курагинский район Красноярского края и выйти на Транссиб. Изначально проект реализовывался «Енисейской промышленной компанией», которую контролировал владелец Межпромбанка, сенатор Сергей Пугачев. У него же была лицензия на разработку Элегестского угольного месторождения в Туве с запасами около 1 млрд. тонн. Затем сенатор потерял к проекту интерес и подался в бега: у него начались финансовые и политические проблемы. В качестве новых инвесторов назывались как российские, так и иностранные. Например, «Русская медная компания». В итоге и месторождение, и «Курагино» перешли под контроль Байсарова.

В декабре 2011 года был дан официальный старт строительству. Владимир Путин – на тот момент глава правительства РФ, забил золотой костыль в основание полотна в пригороде Кызыла. Однако этим все и закончилось. Семь последних лет дорога строилась урывками. Например, в Красноярском крае на реке Казыр успели построить железнодорожный мост. Правда, впоследствии прокуратура выяснит, что объект достроен только на бумаге, а по факту – недодел, на котором было украдено свыше 100 млн. рублей. Уголовное дело было возбуждено летом 2016 года. О судьбе его ничего неизвестно. Строительным генподрядчиком всего курагинского проекта на тот момент было ООО «Стройновация», входящее в известную группу «Сумма». Учитывая нынешние события вокруг владельцев «Суммы», появился шанс узнать, куда же пропали эти деньги.

Реклама на веке

В целом, очевидно, что проект столько лет стоит на месте, поскольку нет четкого и окончательного слова со стороны государства. Без его участия частный капитал в одиночку строительство не осилит. Как узнал «Век» на последнем Красноярском экономическом форуме 13 апреля, стоимость проекта на данный момент составляет 270 млрд. рублей. Больше половины – стоимость непосредственно железнодорожной ветки. Остальное – затраты на возведение ГОКа на Элегесте и погрузочного терминала для угля во Владивостоке. Тувинский уголь планируется везти на экспорт.

Как заявил на КЭФ первый заместитель гендиректора ТЭПК Андрей Чурин, руководство компании рассчитывает на начало строительства в четвертом квартале этого года. При таком раскладе долгожданный запуск может состояться примерно летом 2023 года.

Больше всего запуска железной дороги ждет, разумеется, руководство Тувы. Для республики это будет, безусловно, историческое событие, поскольку даст ей шанс если даже и не выбиться в финансовые доноры, то серьезно сократить свою дотационность.

Надежда - не только на крупную промышленность. Тува с ее первозданной природой и ландшафтным многообразием имеет огромный туристический потенциал. Но пока просто добраться до Кызыла – уже задача близкая к экстремальному туризму. И еще один важный момент, который появился, пока строительство буксовало на месте, - планы, вынашиваемые сопредельными государствами. В прошлом году о желании тянуть ветку со своей территории навстречу курагинской в Туву заявили деловые круги Монголии. «Усиление восточного вектора сотрудничества со странами АТР предоставило возможность, используя приграничное положение, привлечь в республику новые инвестиции. Нами заявлено участие в реализации таких инфраструктурных направлений, как создание Северного железнодорожного коридора на основе строительства ветки «Курагино - Кызыл», автодорожного коридора Красноярск-Хандагайты-Урумчи. Эти проекты характеризуются высокой степенью готовности и вызывают большой встречный интерес со стороны Монголии и Китая», - заявил Кара-оол в минувший четверг, представляя республиканскому Хуралу отчет о деятельности правительства РТ в 2017 году.

Реклама на веке
ГИБДД внесет изменения в правила сдачи экзамена на права Число жертв наезда на пешеходов в Торонто возросло до 10