Для своих экспериментов биологи использовали лабораторных грызунов. Они изучали, каким образом травматический опыт матери (даже если она пережила его задолго до зачатия) влияет на потомство. С этой целью ученые распыляли аромат мяты в клетке. После этого они начинали бить самок крыс током, желая выработать условный рефлекс. Потом крысы забеременели и произвели на свет детенышей. Параллельно ученые вырастили еще одну группу крысят того же возраста, но отличие состояло в том, что их матери не подвергались запугиванию с помощью электрошока. Боялись мяты только крысята первой группы. Более того, такая реакция наблюдалась даже тогда, когда детеныши находились в клетке сами, без матери. Когда крысятам дали специальный препарат, который блокирует деятельность миндалевидного тела, перенятый у матерей страх перед ароматом мяты у них исчез. Это и позволило ученым установить ту область мозга, которая влияет на формирования страха у крыс. А если учесть, что механизм формирования страхов у людей и грызунов похож, то возможно ученым удастся побороть наследование разнообразных фобий и у людей.
Как пояснил ведущий автор исследования, новорожденные еще не могут самостоятельно распознавать опасности, которые подстерегают их в мире. Поэтому самым надежным и единственным источником сведений о том, чего им следует бояться, для них является мать. Важный момент состоит в том, что ребенок способен перенимать ее опыт автоматически, на подсознательном уровне - не зря же календарь зачатия пользуется у жаждущих детей такой популярностью.
И эти фобии могут остаться надолго, даже на всю жизнь. Даже больше - они могут вызывать навязчивые состояния. И уже во взрослом возрасте человеку приходится бороться со страхами, которые он унаследовал. Напомним, американские ученые из Висконсинского университета выяснили, что стрессовые состояния и переживания в младенческом возрасте изменяют структуру головного мозга.
Оказалось, что у детей, которые в 2-3 года пережили сильный стресс, сократились в объеме некоторые части головного мозга, что влияет на способность к обучению, общению и адекватному проявлению эмоций. По какой причине стресс вызывает подобные изменения пока неизвестно. Но в любом случае именно на взрослых лежит ответственность за то, какими вырастут дети.