В обращении говорится, что в этом году закупочные цены на сырое молоко упали на 15-20%, наценки в торговых сетях при этом остались на уровне 40-70%, а на некоторые виды товаров они достигли вообще 100-150%.
Главу ФАС Максима Шаскольского, как пишет газета «Известия», первые заместители комитета Госдумы по аграрным вопросам Олег Нилов и Владимир Плотников, а также их коллеги, попросили проверить обоснованность ценообразования на молочную продукцию в стране.
У газеты имеются документы, в которых говорится, что в этом году резко снизились закупочные цены на сырое молоко, что составляет от 15 до 20%, а в некоторых регионах доход производителей составляет всего один рубль на литр. При этом в обращении депутатов приводятся данные Росстата, которые свидетельствуют: в 2022 году сельские хозяйства страны разных категорий произвели 32,98 млн. тонн молока. Прирост к 2021 году составил 638,6 тыс. тонн.
Казалось бы, при таком положении дел производство молочных продуктов должно расти, но, по данным Минсельхоза, которые публикуют «Известия», происходит обратное. В прошлом году творога было произведено меньше на 92%, кисломолочных продуктов – на 92%, йогурта – на 83%. Роста потребления молочных продуктов не наблюдается, как сообщают парламентарии в своем обращении, по довольно простой причине - наценка на продукцию в торговых сетях колеблется от 40 до 150% в зависимости от вида товара, что делает эти продукты почти недоступными для широких слоев населения. Именно поэтому депутаты Госдумы просят ФАС проверить, как именно происходит ценообразование молочной продукции.
Легче вылить молоко на улицу
Член комитета Госдумы по аграрным вопросам, депутат Сергей Лисовский в ходе встречи в ГД с главой ФАС сообщил, что цена на сырое молоко падает, в ряде областей она стала ниже на четверть, а вот в торговых сетях цена остается прежней или даже поднимается. В качестве примера Лисовский привел такой факт: в подобной ситуации аграрии выливают молоко на улицу. Известен случай, когда в Лопатинском районе Пензенской области цистерну молока просто вылили в овраг. Об этом сообщили в газете «Пенза – наш дом», снабдив материал фотографиями. При этом первый зампред комитета Госдумы по аграрным вопросам Олег Нилов подтвердил, что подобная ситуация сегодня складывается во многих регионах страны.
Молоко у аграриев закупают по цене около 17 рублей за литр, а в торговой сети продают по 70-80 рублей. При этом не идет в расчет более дорогая молочная продукция, потребление которой в стране из-за сокращения доходов населения упало.
Коров пустить под нож?
В некоторых регионах, как пишет «Комсомольская правда», закупают сырое молоко ниже себестоимости, а это приводит к тому, что содержать коров и производить продукцию становится невыгодно. У животноводов резко сокращаются доходы, что заставляет их все чаще задумываться о том, а не отправить ли буренок под нож. Доход с литра молока во многих регионах едва составляет один рубль, а в Алтайском крае и Чувашии и того меньше. Закупочные цены обрушились, а стоимость кормов, удобрений и солярки при этом только растет. Для того, чтобы выкрутиться из такой ситуации, аграрии взяли кредиты, а прибыли нет, отдавать нечем. Выход здесь для производителей один – продать крупный рогатый скот на мясо. Наблюдается и другая тревожная тенденция, как сообщает «КП», - дойное стадо в России «ежегодно уменьшается в среднем на 100 тыс. голов». При этом надо учесть, что летом закупочные цены традиционно падают на фоне удорожания всех составляющих производства продукции.
Конкуренция снижается
«Новые Известия» приводят такие данные: «по стране ТОП-20 крупнейших переработчиков молока занимают только 30% рынка, а 73% продаж питьевых йогуртов в натуральном выражении контролируют две компании». И эти компании – зарубежные. Речь в данном случае идет о предприятиях «Данон» и «Вимм-Билль-Данн» - дочке PepsiCo. Такое положение дел вполне устраивает промышленные предприятия, ведь они меньше производят продукции, а получают за это больше прибыли. Как пишут «Новые Известия», рынок молочной продукции в России «напоминает дикий запад». При этом каждый выживает, как может. Однако фермеры долго не смогут продавать молоко ниже себестоимости, и если закупочные цены не поднимутся, то они просто-напросто разорятся. При этом надо учитывать, что иностранные перерабатывающие предприятия хотят уйти с нашего рынка, они уже ищут новых покупателей на свои производственные мощности. Поэтому впереди, вполне возможно, слияние компаний, поглощение неконкурентоспособных игроков рынка, а в результате конкуренция еще уменьшится.
Какой же выход из создавшейся ситуации? Что думают эксперты?
Глава совета Молочного союза России Людмила Маницкая уверена, как пишет «Комсомольская правда», что следует ограничить наценку торговых сетей. Тревожные сигналы, по ее словам, поступают из Татарстана, Красноярского и Краснодарского краев, из Вологодской и Тульской областей, а также из других субъектов РФ. Основные факторы падения спроса - продуктовая инфляция, а торговые сети при этом устанавливают такие цены, что «фактически управляют ассортиментом молочного производства». Маницкая видит выход в усилении мер господдержки, включая целевое дополнительное субсидирование производства на 1 кг молока, чтобы можно было хотя бы частично покрыть потери от снижения закупочных цен. Можно также изменить положение, по ее мнению, путем запрета использования заменителей молочного жира – растительных масел, а также установить торговые наценки розничных сетей не более 35%.
Кроме того, Маницкая предлагает развивать социальный проект «Школьное молоко». Его суть заключается в том, чтобы школьникам выдавать к основному рациону стакан молока – 200 мл. Когда широко действовала эта программа, то в 55 регионах она охватывала 20 млн. школьников. Сейчас эта программа работает не более в 18 регионах. Основная проблема заключается, как считает Маницкая, в финансировании, потому что региональные бюджеты на этом экономят.
По словам аграрного эксперта, главы ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Калужской области Бабкена Испиряна, выход из ситуации – создание молочниками своей собственной переработки. Это вполне можно сделать, создавая кооперативы. Ведь больше всего страдают при этом небольшие хозяйства, у которых нет своей переработки. Именно они очень сильно зависят от закупок продукции и переработчиков. Если же будет налажен выпуск готовой продукции, то производители смогут ее продавать напрямую в торговую сеть, минуя поставщиков. Все будут в выигрыше – готовая продукция будет дешевле, а фермеры получат хорошую прибыль и смогут развиваться.
Как видим, эксперты видят реальные пути выхода из создавшейся ситуации, но это, надо признать, довольно длительный процесс. И здесь самое главное – поддержать производителей, чтобы они от отчаяния не отправили на убой дойное стадо, на восстановление которого потребуются годы.