У руководства УрФО, видимо, уже не хватает терпения наблюдать за тем, как ОАО «Корпорация развития», которая была создана для реализации «важных проектов в рамках освоения Полярного и Приполярного Урала», продолжает лишь вытягивать из уже дефицитных бюджетов деньги на реализацию своих прожектов. При этом сами регионы отчаялись получить хоть какой-то экономический эффект.
Напомним, КР является правопреемницей проекта «Урал промышленный - Урал полярный» (УП - УП). Высшим органом в Корпорации является общее собрание акционеров, в числе которых - почти все регионы УрФО. Согласно данным списка аффилированных лиц на 30.06. 2013, 36,51% ОАО принадлежит департаменту по управлению госимуществом ХМАО - Югра, 32,67% - департаменту имущественных отношений ЯНАО, 29,68% - департаменту имущественных отношений Тюменской области.
31 мая 2013 года новый генеральный директор Корпорации Сергей Владимирович Маслов был вписан в список аффилированных лиц, а накануне кризиса в корпорации акционеры (ХМАО и ЯНАО) обсуждали вопрос о выходе из ОАО, заявляя, что КР «трещит по швам и финансовым показателям». Миноритарными акционерами являются Челябинская и Свердловская области, а также немецкая компания DB International GmbH.
По словам вице-спикера тюменского парламента Владимра Сысоева, депутаты местной облдумы направили членам Набсовета КР депутатские письма с просьбой проверить, как тратятся бюджетные средства гендиректором компании Сергеем Масловым. В частности, парламентариев интересует, с чего бы в IV квартале 2013 года топ-менеджер перечислил Федерации конного спорта России (которую сам и возглавляет) свыше 10 млн. рублей. Такой размер «благотворительности», к слову, сопоставим с бюджетом призового фонда российских конных соревнований.
Вряд ли это были собственные средства господина Маслова: по сообщениям СМИ, его зарплата составляет 1 млн. рублей в месяц с того самого дня (31 мая 2013), кокда он возглавил КР. И чиновники подозревают, что гендиректор мог использовать деньги Корпорации, причем, не согласовав этот вопрос с Набсоветом и акционерами. Следует отметить, что КР не собиралась поддерживать конный спорт, а должна была заниматься стратегическими проектами на юге и севере региона.
По словам Владимира Якушева, губернатора Тюменского области, одного из регионов - основных акционеров КР, Сергею Маслову вскоре придется отчитаться в своих тратах перед высшим руководством компании. «У меня, к сожалению, нет информации, которая есть у вас, но на ближайшем заседании Попечительского совета, я думаю, мы такие вопросы зададим и сформируем свою точку зрения», - заявил журналистам Якушев.
Ранее главу КР уже вызывали «на ковер» - впервые Сергей Маслов публично отчитывался перед депутатами облдумы в первой половине марта. Однако тогда он не сказал ничего нового: мол, работу проводим, от целей, которые ставил перед собой проект «Урал промышленный - Урал полярный», не отвлекаемся. Однако парламентариев заинтересовали не общие слова, а то, куда были потрачены деньги из бюджета юга Тюменской области - 7,5 млрд. рублей, вложенные в проект. Депутаты отметили, УП - УП в свое время был создан субъектами для реализации масштабных проектов, важных для страны в целом, тогда как новая структура «ведет коммерческую деятельность по всем фронтам, прибыли нет, а «стройки века» так и стоят на месте».
Сергей Маслов попытался оправдаться: КР работает в рамках шестистороннего соглашения между ней, полпредством, тремя регионами «матрешки» и «Транснефтью» (об особой роли последней будет сказано ниже) - поэтому все основные стройки проводятся на Ямале. Но тюменских депутатов волновало, как работают миллиарды, вложенные югом. Глава КР вспомнил лишь о возможной реконструкции птицефабрики «Боровской», проекте строительства мини-завода по производству сжиженного природного газа и проекте судостроительного завода, который, к слову, могут возвести и в Сургуте.
Напомнили Сергею Владимировичу и о долге в два млрд. рублей перед тюменским предприятием «Мостострой-12» - главным подрядчиком строительства моста через Надым. Эта компания, как известно, является не только крупным налогоплательщиком, но и активным инвестором в экономику Тюменской области. По словам наблюдателей, именно поэтому финансовые проблемы «Мостостроя-12» будут решены не пользу КР - «добивать» значимые для региона предприятия власти не дадут. Маслов попытался отбить удар. По его словам, строительство моста финансируется бюджетом Ямала, долг составляет «всего» 1,4 млрд. рублей, которые, возможно, скоро будут выплачены. По слухам, такой долг Сергей Маслов мог нарастить намеренно, чтобы «выдавить с объекта «Мострострой-12» и завести в регион другую структуру», пишет «Правда УрФО».
Тогда же Владимир Якушев заявил, что он «глубоко погружен в процессы», но вопросы про невесть куда пропавшие тюменские миллиарды вполне справедливы. «Мы стояли у истоков УП-УП, где было понятно, чем мы занимаемся. Но когда появилась «Корпорация развития» и затеяла массу непонятных проектов: в Челябинской области - малая энергетика, в Кургане - газовые сети... Если мы отходим от главных целей и переходим к зарабатыванию прибыли - тогда мы вправе увидеть, на что потратят наши деньги. Есть основные проекты, а есть побочные, и нам надо разобраться, что и куда идет. Когда будет понимание, когда будет все «упаковано» и представлено мне, я на этой же самой площадке поставлю вопрос: продолжать нам сотрудничество с Корпорацией или мы уже наелись», - резко заявил тюменский губернатор.
Владимира Якушева можно понять: по данным уральских СМИ, в регионе продолжается ревизия политэкономической ситуации. Сам глава тюменской области месяц назад отчитался перед президентом РФ Владимиром Путиным, а уже через несколько дней губернатора посетил полпред президента в УрФО Игорь Холманских. Некоторые местные политологи называют эти встречи «предвыборной проверкой», предполагая, что Якушев вполне может пойти на досрочные губернаторские выборы в сентябре 2014 года, пока не обострилась конкуренция и действующий глава региона имеет хорошую поддержку населения.
В этих условиях, безусловно, претензии к КР накаляют обстановку в области. Причем, это уже не первая попытка добиться ответа от Сергея Маслова. В конце февраля текущего года депутаты Тюменской облдумы направили запрос в правоохранительные органы с просьбой проверить, за счет каких средств был оплачен чартерный рейс, которым топ-менеджер прилетел в Тюмень. Примечательно, что прибыл он как раз, чтобы отчитаться перед представителями региона-акционера о финансовом положении Корпорации. Слегка напоминает ситуацию с Владимиром Жириновским, прибывшим в свое время на совещание, посвященное борьбе с коррупцией, на одном из самых дорогих авто в мире.
Наметились проблемы у КР и с проектом Сергея Маслова «Полярный кварц» (ПК), для реализации которого Корпорация потребовала 28 млн.+1780,2 млн. руб. (первая и вторая очереди). Но эксперты говорят, что предприятие в случае запуска сможет производить по себестоимости продукцию, соответствующую пиковым ценам на мировых рынках. А некоторые наблюдатели и вовсе считают: у ПК нет будущего с его слабой сырьевой базой и тяжелой логистикой. Выходит, еще один «пустой проект» от КР?
Нервная реакция акционеров довела до того, что в правительстве ЯНАО вообще стараются не поднимать тему эффективности работы КР. В правительстве ХМАО - Югра ждали, когда пройдет очередная встреча губернатора Натальи Комаровой и Сергея Маслова, на которой главе региона «будут рассказывать новые легенды про успехи и, наверное, просить новых денег», отмечали ранее некоторые СМИ.
Учитывая, что наличие установленной судом и непогашенной задолженности в размере более 100 тысяч рублей уже служит достаточным основанием для обращения кредитора в суд с заявлением о признании должника банкротом - тот же «Мостострой-12» мог бы инициировать процедуру банкротства КР. Но эксперты считают, что статус Корпорации и участие в акционерном капитале компании субъектов РФ вряд ли позволят довести ее до разорения.
Другое дело, если у Набсовета появятся сомнения в целесообразности трат Масловым средств КР - это может стать основанием не только для смены гендиректора, но и, возможно, для возбуждения уголовного дела. Однако в дело могут вмешаться и могущественные покровители Сергея Владимировича, среди которых, по данным прессы, числится один из богатейших людей России и мира, давний друг президента РФ Владимира Путина Геннадий Тимченко.
О том, какое влияние имеет основатель компании Gunvor, совладелец банка «Россия» и компании «Новатэк» на российскую экономику, даже упоминать не приходится. По слухам, назначение Маслова на должность главы «Корпорации развития» лоббировал чуть ли не лично Тимченко на самом высоком уровне. «В свое время Геннадий Тимченко покупал у Сергея Маслова бизнес - долю в компании ООО «Русское время» (ныне компания «Акваника», которая занимается производством безалкогольных напитков). Сам Маслов, напомним, с 2001 по 2008 год был руководителем дочернего предприятия «Транснефти» - компании «Транснефтепродукт». А вплоть до лета 2011 года занимал пост президента Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. Одним из ее акционеров является Тимченко. Теперь одним из партнеров КР в амбициозном проекте «Северный широтный ход» (СШХ) является компания «Новатэк», а Геннадий Тимченко - ее совладельцем. Можно предположить, что он был напрямую заинтересован в том, чтобы поставить в КР именно Маслова - своего давнего делового партнера и знакомого», - отмечает РИА «Новый регион - Екатеринбург».
Вероятно, поэтому Сергей Маслов и демонстрирует свою полную независимость перед властями ХМАО, ЯНАО и Тюмени, показывая, что губернаторы УрФО ему не указ. Эксперты также напоминают: недавно глава КР затеял проект перевода котельных на сжиженный природный газ, неподалеку от «Новатэка» и строящегося компанией завода СПГ. По данным «Ведомостей», сейчас Тимченко аккумулирует строительные активы в единый холдинг. Издание даже описывает его будущую структуру: на Кипре будет зарегистрирована Stroytransgaz Holding Limited (STGH), которая получит 100% ОАО «Стройтрансгаз» и по 25% ГК «Аркс» и ГК «СК «Мост». В перспективе в STGH войдут 30% ЗАО «Стройтрансгаз», 100% ООО «Стройтрансгаз-М» и 25% плюс 1 акция ЗАО «Стройпутьинвест».
Поговаривают, что именно «Стройтрансгаз» привлекут к проектам КР - например, строительству железнодорожной инфраструктуры, в частности, проекта «Северный широтный ход», на который РЖД пообещали выделить средства ФНБ. Возможно, часть их будет освоена тандемом Тимченко - Маслов. Тем более, что на днях Геннадий Тимченко продал 43,5% акций Gunvor исполнительному директору Торбьорн Торнквисту «для обеспечения бесперебойной работы группы» - таким образом крупнейший мировой нефтетрейдер решил избежать санкций США против ряда российских бизнесменов. Так что теперь у Геннадия Николаевича есть и время, и возможности для реализации крупных уральских проектов.
А, возможно, Сергей Владимирович все-таки решит отчитаться публично. На днях руководители крупных уральских СМИ обратились к бизнесмену с коллективной просьбой - раскрыть деятельность «Корпорации развития» для жителей УрФО. «Информационные каналы, которые обещали наладить профильные топ-менеджеры Корпорации при их назначении, к сожалению, не организованы. Наоборот, имеет место быть наличие неких странных связей с отдельными руководителями отдельных СМИ и в то же время закрытость для всего обширного информационного сообщества Уральского федерального округа, - пишут журналисты. - Пресс-конференция могла бы развеять слухи и домыслы, которые день ото дня множатся». Авторы письма пригласили Сергея Маслова приехать в апреле 2014 года в Екатеринбург, чтобы встретиться с прессой и «снять все вопросы».
В свою очередь, Тюменская облдума приняла постановление, согласно которому руководство КР обязано в трехмесячный срок предоставить отчет по проектам в регионе и обосновать траты. Как господин Маслов будет выкручиваться на этот раз? Местные политологи не сомневаются - никак.
«КР Маслова - это голимый распил «бабла» и ничего более, - заявил «Веку» тюменский политолог Алексей Кунгуров. - В свое время был распиарен стратегический прорывный проект «Урал Промышленный - Урал Полярный». Инициаторами его выступили четыре региона - флагманы российской экономики - Тюменская область, ХМАО, ЯНАО и Свердловская область. Было финансирование из региональных и федерального бюджета, было привлечение «международных партнеров», госкорпорации (например, «Газпром») тоже были подключены. В итоге вся шумиха закончилась громким пшиком, финансирование освоили и заофшорили.
Так вот, по инвестпрограмме УП - УП из ханты-мансийского бюджета по инициативе Александра Филипенко осуществлялось финансирование строительства завода «Полярный кварц». Закончилось все банкротством и уголовными делами. В дальнейшем такой ценный актив, как ЗАО «Полярный кварц», передали Чубайсу - пилите, Толя, пилите! «Роснано» тоже там чего-то инвестировало-инвестировало, итог - банкротство и уголовка. (http://kungurov.livejournal.com/46303.html)
И вот эта золотая жила по распилу бюджета передается в масловскую КР - в итоге убытки, банкротство и, уверен, новые уголовные дела не за горами (как и во всех подобных случаях, они кончатся ничем). То есть механизм воровства на «инвестициях» остается неизменным уже второй десяток лет. Меняется лишь вывеска распиловочной конторы «Рога и копыта» - УПУП. «Роснано», КР - меняются зиц-председатели, все остальное - неизменно. Там таких проектов типа «Полярного кварца» еще было много, даже лень вспоминать».
Алексей Кунгуров также уверен: СШХ - еще один эпический распильный проект, который перешел КР в наследство от УП - УП. «Там суть в том, что за счет бюджета строится транспортная инфраструктура, которая нужна только «Газпрому». Что касается Якушева, то он точно таким же распилом занимается. Например, нехило бабла было поднято на строительстве второй линии тюменского технопарка, который, по отчетам в СМИ, чуть ли уже не построили в 2012 году, хотя там ни одной сваи не забили. Короче, там все повязаны, рука руку моет, ворон ворону глаз не выклюет. Думаю, в итоге КР упразднят, создадут новую «распилочную», поставят нового зиц-председателя и продолжат отмыв», - подводит итог политолог.