18+
  1. Принуждение к локализации

Принуждение к локализации

Принуждение к локализации
Mercedes-Benz может лишиться права участвовать в тендерах на госзакупки. Автомобили, столь любимые российскими чиновниками, не соответствуют новым требованиям Минпромторга по уровню локализации производства, которые могут вступить в силу уже 1 апреля. В связи с нововведениями проблемы также могут возникнуть и у Toyota.

Минпромторг внес в правительство проект постановления об ограничении госзакупок импортных автомобилей. В документе предлагается не допускать к тендерам на госзакупки те компании, уровень локализации производства которых ниже уровня, установленного Минпромторгом. Целью таких действий является, с одной стороны, стремление увеличить продажи отечественных автомобилей, а с другой - желание подстегнуть зарубежных автопроизводителей к развитию производства на территории РФ и в странах Таможенного союза.

Как недавно сообщил замминистра Алексей Рахманов, выступавший с докладом на заседании правительства, уровень локализации автоконцерна Toyota в России составляет лишь 10%. При этом уровень локализации производства Volkswagen - 42%, ЗАО "Джи Эм - АвтоВАЗ" - 51%, ОАО "ГАЗ" - 61%.

По словам директора департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александра Морозова, уровень локализации предлагается учитывать не только при госзакупках легковых автомобилей. В ведомстве рассчитывают, что он распространится и на автофургоны, грузовые автомобили, железнодорожную и спецтехнику.

Сроком вступления постановления в силу предлагается сделать 1 апреля, в этот день документ, как предполагается, должен быть подписан.

Как сообщил Морозов, в приложении к постановлению перечислены требования, которым должны соответствовать товары, поставляемые для госнужд. Среди них - осуществление деятельности предприятием-поставщиком на территории РФ, Белоруссии или Казахстана. При этом с 2014 года на предприятии должны вестись не менее пяти производственных операций. В следующем году количество необходимых операций будет увеличено до шести, а с 1 января 2017 года их число должно возрасти до десяти. В список операций, обязательных к исполнению, вошли: монтаж силового агрегата, монтаж выхлопной системы, монтаж передней подвески или монтаж передней полуоси, монтаж задней подвески, монтаж рулевого механизма, монтаж электрооборудования, сварка кузова, монтаж элементов экстерьера, сборка и окраска кузова. Компании, не выполнившие эти требования, не смогут получить госзаказ: их заявки даже не будут рассмотрены во время проведения тендера.

Каким будет проходной процент локализации производства для автокомпаний, пока не совсем понятно, однако очевидно, что преодолеть эту планку 1 апреля смогут далеко не все.

В Минпромторге подчеркивают, что если компании выполнят весь перечень предлагаемых работ, то в конечном счете уровень локализации производства составит около 75%. При этом в ведомстве особо подчеркнули, что при работе над проектом постановления не стояла задача поставить под удар тот или иной бренд. Главной целью запланированных мер в Минпромторге называют создание условий, при которых автокомпании были бы заинтересованы развивать в России локальное производство.

Одной из первых компаний, которые может затронуть новая политика Минпромторга, - Mercedes-Benz, поскольку немецкий автопроизводитель наладил производство только грузовых автомобилей в Набережных Челнах, а легковые автомобили на территории России или других стран Таможенного союза Mercedes-Benz не производит.

Между тем, в российском подразделении немецкой компании отмечают, что пока решение о сборке легковых автомобилей на территории РФ "не принято, но активно обсуждается".

В сложившейся ситуации одним из фаворитов оказался Volkswagen Group Rus: концерн не только планомерно увеличивает объемы производства на предприятиях в Калуге, но и собирается в 2015 году запустить в этом регионе моторный завод, на котором, согласно плану, будет выпускаться 120 тыс. двигателей в год.

В российском подразделении Toyota к ситуации относятся спокойно, хотя постановление Минпромторга может серьезно сказаться на японском автогиганте. Несмотря на то, что у компании налажено производство в России, уровень локализации у Toyota остается крайне низким.

В список компаний, которые сегодня ведут высоколокализованное производство, кроме Volkswagen, также входят Renault, Nissan, Hyundai и Ford.