В 2016 году 11% опрошенных признавались, что ни на чем не экономят. В 2017-м таких было уже 18%, а через год показатель вырос до 24%. Теперь же, как показало исследование, число ни в чем не отказыающих себе россиян вновь снижается – сейчас об этом заявляют лишь 17% жителей российских городов и сельской местности от 18 лет и старше.
Число россиян, вынужденных экономить, увеличилось по всем статьям расходов. На первом месте — путешествия (+17%), на втором — еда (+7%). Третью строчку по масштабам экономии заняли расходы на одежду и обувь.
Ранее аналитики отмечали, что россияне с тревогой воспринимают положение дел в экономике государства, и пытаются минимизировать и оптимизировать свои траты. Выяснилось, что доля наиболее экономически активных граждан возрастом 18-55 лет, которые стараются экономить и приобретать более дешевые товары, растет. Наименее склонны россияне экономить на товарах длительного пользования – выбирать более дешевую электронику для дома стали 3% респондентов. Тех, кто экономит на сладостях и безалкогольных напитках, стало больше на 4%, на бензине – 5%, на парфюмерии и интернете – по 3%, на развлечениях и медикаментах – на 2% в каждой категории.
Ритейлеры также отмечают, что покупатели демонстрируют высокую чувствительность к повышению цен. А представитель «Азбуки вкуса» Андрей Голубков указывает, часть россиян среднего класса начинает экономить на продовольствии, приобретая вместо свежей рыбы относительно дешевые заменители. Однако эта категория покупателей по-прежнему позволяет себе вино и кондитерские изделия. Параллельно в сети магазинов растет доля покупок товаров со скидками и по акциям.
Ранее эксперты РАНХиГС заявляли, что наиболее распространенной стратегией улучшения материального положения для россиян стало производство продукции в личном подсобном хозяйстве. По словам социологов, практически треть респондентов обеспечивает себя продуктами со своего огорода. Таким образом, констатируют эксперты, в поведении граждан преобладают архаичные формы улучшения материального положения, которые были распространены еще во времена кризиса «выживания» в 90-х, а не активные инновационные практики.