Российские Ассоциация компаний Интернет-торговли (АКИТ) и Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) накануне снова выступили с предупреждением о скором росте цен в магазинах страны. Обе организации направили свои обращения Ассоциации банков России (АБР), в которых предупреждают о высоком риске роста цен на большинство товаров в магазинах страны. Подобный прогноз представители организаций связывают с высокими тарифами на услуги эквайринга (безналичной оплаты товаров).
Так, представители АКОРТ отмечают, что расходы российских ритейлеров на услуги эквайринга за последние пять лет увеличились с 2,8% до 4,5%. Кроме всего прочего, увеличение ставок по услуге отразилось и на показателях прибыли продавцов, которые уже в текущем году могут недополучить примерно 10% прибыли. Тем самым, высокие комиссии за услуги безналичной оплаты в розничных магазинах лишают ритейлеров возможности сдерживания цен от роста и ухудшают условия действующих дисконтных систем (скидок) для огромного числа покупателей.
«Оплата через банковские карты в последние годы стала обходиться торговым организациям примерно вчетверо дороже, чем инкассация с приемом наличных средств банками. В сложившейся ситуации прием банковских карт к оплате становится невыгодной услугой и стимулирует многие предприятия малого и даже среднего бизнеса к возврату к расчетам с покупателями, при которых принимаются только наличные платежи», - посетовали в Ассоциации компаний розничной торговли.
В свою очередь в АКИТ отмечают, что сегодня средняя ставка по услугам эквайринга колеблется в диапазоне от 1,2 до 1,5 процентов, в то время как при инкассации этот показатель не превышает 0,22%. Здесь также предупреждают о том, что могут отказаться от безналичного расчета с покупателями, направив сэкономленные средства на повышение качества, привлекательности и разнообразия сервисов, предоставляемых клиентам.
В Ассоциации банков при этом выражают уверенность в том, что в случае снижения ставок за услуги эквайринга многим финансовым учреждениям придется пойти на ухудшение условий по программам лояльности и кредитным картам клиентов. «Около 15% от общего объема безналичных покупок сегодня оплачиваются непосредственно кредитными картами. Если банки пойдут на снижение тарифов за эквайринг, условия таких кредитов будут резко ухудшены. Это обусловит падение спроса в указанном сегменте примерно на 30%», - прокомментировал позицию АБР директор Ассоциации Алексей Войлуков.
Ситуация, в целом, складывается довольно прозрачной. За деловой перепиской и сложными терминами, которые озвучивают представителей всех вышеупомянутых организаций скрывается два довольно простых риска для конечного потребителя. Так, в первом случае предприятия розничной торговли будут вынуждены повысить отпускные цены на реализуемый товар на сумму, которая позволит нивелировать возросшие расходы и недополученную прибыль от высоких ставок на эквайринг. Судя по описанным Ассоциациями показателям, речь может идти о росте розничных цен до 10%. Во втором случае речь уже будет идти о постепенном массовом отказе ритейлеров от приема безналичных платежей банковскими картами – это повлечет за собой не только неудобства, но и, как отметили в АБР, ухудшение условий обслуживания тех россиян, которые привыкли оплачивать покупки кредитными картами.