Транспортное ведомство инициирует обновление на федеральном уровне подвижного состава муниципальных перевозчиков. Автобусы нуждаются в обновлении, поскольку их основная часть достигла высокой степени износа, а также не соответствует современным экологическим требованиям. В министерстве подсчитали, что в 100 крупнейших российских городах, за исключением двух столиц, муниципальным транспортом в среднем пользуются 10 млрд пассажиров в год. При этом экономически обоснованная стоимость одной поездки достигает 35-37 рублей, а усредненный тариф – всего 20 рублей. Из разницы региональные бюджеты дотируют в среднем 5 рублей, отмечает «КоммерсантЪ».
Чтобы финансовое положение перевозчиков улучшилось, субъектам федерации требуется порядка 400 млрд рублей ежегодно. Чтобы заменить 55 тыс. проблемных транспортных средств, потребуется еще 300 млрд рублей. Более точные расчеты необходимого количества новых автобусов для каждого города в министерстве планируют сделать за полгода.
В обмен на государственную поддержку перевозчики обязаны будут соблюдать основные стандарты качества работы. В них пропишут как состояние автобусов, так и частоту их курсирования, количество пассажиров в часы пик, наличие бортовых систем геолокации, а также терминалов для оплаты проезда картой. Кроме того, власти пропишут единую формулу расчета тарифов и размера государственных дотаций для того или иного перевозчика. При этом каждая компания получит маршруты в обслуживание на 7-10 лет, а в конкурсах частные, муниципальные и государственные перевозчики будут участвовать на равных условиях.
Между тем, альтернативный проект обновления городского транспорта разрабатывают Минфин и «ВЭБ.РФ». Согласно ему, в 10 экспериментальных городах планируется за счет средств из Фонда национального благосостояния закупить новые автобусы, которые будут работать по установленным государством тарифам. В дальнейшем муниципальные перевозки предлагается передать операторам. Однако пока города для реализации пилотного проекта не отобраны. Замглавы «ВЭБ.РФ» Артем Довлатов уточняет, проект госкорпорации направлен на обновление не только автобусного, и трамвайно-троллейбусного парков.