В Банке России заявили о недоверии, демонстрируемом большинством жителей РФ к укреплению национальной валюты. Граждане отказываются верить в снижение показателя годовой инфляции до 3%. В ходе социологического исследования, заказчиком которого выступил регулятор, выяснилось, что 56% респондентов не сомневаются, что по результатам нынешнего года потребительские товары подорожают намного существеннее, нежели на 4%, что является целевым показателем инфляции. А 75% участников опроса убеждены, что за последний год рост цен либо не замедлился, либо и вовсе ускорился по сравнению с предыдущими периодами.
В отчете Центробанка подчеркивается, что россияне не допускают мысли о том, что инфляция уменьшилась до минимальных показателей. Кроме того, обманчивое впечатление о более высоких темпах инфляции формируется ввиду ощутимого подорожания отдельных позиций. Глава экспертной группы Департамента денежно-кредитной политики Банка России Зоя Кузьмина добавляет, жители РФ руководствуются субъективными впечатлениями, и не всегда достоверно фиксируют динамику изменения стоимости наименований, которые они приобретают чаще всего.
К примеру, говорит Кузьмина, сахар за последний год подешевел примерно на 20%, также произошло снижение стоимости овощей и фруктов. Рост цен на кофе и чай имел место, однако в практически неощутимом размере – в среднем на 2%. Тем не менее, респонденты утверждали, что значительно подорожали все эти товарные категории. Таким образом, жителям РФ потребуется достаточно продолжительное время для того, чтобы внутренне признать замедление инфляции.
Пока ожидаемое гражданами обесценивание российской валюты в 2,5 раза превышает прогноз регулятора – 9,9% против 4%. Соответствующую статистику огласил «ИнФОМ». Тем не менее, говорится в отчете регулятора, чем дольше в стране будет отмечаться низкая инфляция, тем больше ее оценка жителями страны будет приближаться к реальной картине. Отметим, ранее глава департамента исследований и прогнозирования ЦБ Александр Морозов* назвал одним из драйверов ускорения инфляции уверенность потребителей в том, что наиболее востребованные товары будут дорожать. В результате такие прогнозы сбываются, и инфляция увеличивается.