За первые четыре месяца нынешнего года отечественные предприятия уменьшили производство алкогольных напитков на 3%, свидетельствуют данные Росалкогольрегулирования, с которыми ознакомились «Известия». В количественном выражении производство составило 50,8 млн декалитров. При этом в процентном выражении существеннее всего просел выпуск шампанских вин – минус 12%, или 2,5 млн декалитров. На 10% уменьшился выпуск слабоалкогольных напитков – до 1,7 млн декалитров, на 8% - коньяка, до 2,3 млн декалитров. В сегменте водки падение составило 5%. На этот напиток приходится почти половина общего объема спиртного – 22,3 млн декалитров.
По оценке эксперта Аналитического центра при правительстве России Елены Разумовой, нынешнее падение объемов выпуска может носить технический характер, и быть связано с перепроизводством в предыдущие периоды. В 2017 году объем отпущенной предприятиями водки увеличился на 6%, а коньяка – и вовсе на 8,5%. Поэтому сегодня в рознице могут распродавать накопленные на складах объемы. А производство шампанского и слабоалкогольных напитков могло сократиться на фоне увеличения выпуска пивных и винных напитков – соответственно, на 20% и 14%, что указывает на рост популярности среди россиян относительно дешевых спиртных напитков, отмечает Разумова.
Руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз полагает, что сокращение производства алкогольных напитков вызвано уменьшением количества жителей страны, которые потребляют спиртное. Сказывается кризис рождаемости в середине 1990-х. Падение численности совершеннолетних граждан не было компенсировано даже притоком трудовых мигрантов. Что касается здорового образа жизни, то его влияние на отказ россиян от спиртного минимально - не более 2% жителей страны перестали употреблять алкоголь из соображений повышения качества жизни. По оценке Дробиза, спад объемов производства спиртного вскоре прекратится, и уже в 2019 году прежние показатели восстановятся. Ожидать резкого роста потребления алкоголя не стоит. Зато будет расти популярность вина и других относительно слабых напитков, а крепкий алкоголь утратит часть приверженцев.