Здесь он заявил собравшимся на заводе автозапчастей вблизи Детройта, что отказ от двигателя внутреннего сгорания станет «переходом к безработице и инфляции без конца». Что касается самих электромобилей, то, по его словам, они слишком дороги и «созданы специально для людей, которые хотят совершать очень короткие поездки», а водители «панически боятся» того, что не смогут найти место для зарядки. «Говорят, что самый счастливый день, когда вы покупаете электромобиль, – это первые 10 минут вождения», – язвительно сказал экс-президент.
Тем временем в Европе электромобили оказываются вовлеченными в волну популистского сопротивления климатической повестке, поскольку избиратели чувствуют на себе удар растущих цен.
Как и Трамп, министр транспорта Италии Маттео Сальвини осудил предлагаемый Европейским союзом запрет на использование двигателей внутреннего сгорания, охарактеризовав его как «безумие», приводящее к сокращению рабочих мест и выгодное Китаю, а чешский законодатель Александр Вондра назвал сторонников ужесточения ограничений на загрязнение окружающей среды автомобилями «теми, кто забьет крышку гроба автомобильной промышленности в Европе». В Великобритании премьер-министр Риши Сунак изменил план постепенного отказа от бензиновых и дизельных автомобилей к 2030 году, продлив переходный срок до 2035 года, поскольку он готовится к выборам, которые, скорее всего, состоятся в следующем году.
Враждебное отношение к новым моделям легковых и грузовых электрокаров далеко не монолитно среди правых лидеров.
Некоторые из них, включая республиканского губернатора штата Джорджия Брайана Кемпа и венгерского лидера Виктора Орбана, заняты привлечением компаний-строителей заводов по производству аккумуляторных батарей для электромобилей в качестве источника рабочих мест. При всем этом риторика против электромобилей все же в целом объединяет консерваторов в США и в Европе.
Соперники Трампа в борьбе за номинацию от Республиканской партии за кресло президента пока не могут сравниться с ним по частоте и ярости его выпадов против электромобилей. Однако суть их послания одна и та же: по их мнению, подталкивая американцев к переходу на электромобили, Джо Байден отдает рабочие места и безопасность страны Китаю, который контролирует большую часть мирового минерального сырья и производства аккумуляторов.
«Зачем вам сознательно ставить эту страну в еще большую зависимость от того, что происходит в Китае?» – заявил губернатор Флориды Рон Десантис, объявляя летом этого года свой экономический план, пообещав при этом «отменить меры Байдена, который пытается заставить американцев покупать электромобили». В свою защиту представители кампании Байдена утверждают, что политика президента, включая налоговые льготы для легковых и грузовых автомобилей, произведенных в Северной Америке, направлена на то, чтобы будущее транспорта принадлежало США, а не Китаю.
В США вне президентской гонки некоторые республиканцы как на уровне штатов, так и на федеральном уровне предлагают обложить электромобили дополнительными налогами, сборами и законодательными ограничениями, в частности, для компенсации недополученных бюджетом налогом на бензин.
В Европе даже Германия, возглавляемая левым канцлером и имеющая в составе коалиционного правительства партию «зеленых», не очень хорошо уживается с климатическими амбициями ЕС несмотря на то, что ее крупная автомобильная промышленность вовсю готовится к переходу на электромобили. Ультраправая партия «Альтернатива для Германии» (Alternative für Deutschland, AfD), набравшая в последние месяцы большую популярность в избирательных округах, ведет свою кампанию на риторике, объединяющей антииммиграционную политику, призывы к мирным переговорам с Путиным и противодействие политике «чистого нуля». К тому же в начале этого года Берлин выступил против предложения ЕС о постепенном отказе от использования автомобилей с ДВС к 2035 году. В итоге он победил – Брюссель уступил требованию Германии, согласно которому автомобили с ДВС могут быть зарегистрированы после 2035 года, если они используют исключительно новое синтетическое топливо, а не бензин.
Неприятие электромобилей становится политическим вопросом и в Италии, на родине Fiat и Ferrari, где премьер-министр Джорджия Мелони возглавляет одно из самых правых правительств за последнее время. В конце сентября правительство Мелони вместе с Францией, Польшей, Чехией и другими странами, дружелюбно относящимися к автомобилям с ДВС, отклонило предложение Еврокомиссии о введении более жесткого стандарта регулирования выбросов транспортных средств «Евро-7». Вместо этого министры промышленности стран ЕС приняли значительно более слабый вариант.