Как показали результаты социологического исследования, россияне крайне негативно относятся к инициативе. По словам источника, знакомого с результатами, люди еще не отошли от потрясения, связанного с повышением пенсионного возраста, и все реформы в данной области воспринимаются населением в штыки.
Источники в АП говорят, что администрация, в принципе, не против введения системы ИПК, однако считает данный шаг несвоевременным.
Источник, близкий к Центробанку и знакомый с ходом обсуждения, отметил, что систему принимать надо, «но в этом году, по крайней мере до сентября, никаких подвижек в этом вопросе однозначно не будет».
Идея с новым налогом настолько спорная, что чиновники постоянно откладывают не просто внесение законопроекта в Госдуму, а даже публикацию и обсуждение более или менее окончательных параметров предлагаемых изменений. Так, прошлой осенью заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев заявил, что законопроект об ИПК будет опубликован для публичного обсуждения до конца года. Затем глава Минфина Антон Силуанов сообщил, что наиболее реалистичный срок по запуску новой системы – 2020 год.
Впрочем, как отмечали эксперты, в настоящее время правительству будет крайне сложно доказать гражданам, что ИПК вводится в их интересах, а не бюджета или компаний финансового сектора.
Политологи согласны с тем, что система необходима, но в этот раз важно не испортить хорошую идею неудачной реализацией.
Перед запуском механизма ИПК правительству нужно повысить доверие граждан к негосударственным пенсионным фондам, репутация которых пострадала после событий с рухнувшими банками и аффилированными с девелоперами, полагают они.
О готовности законопроекта об ИПК Силуанов заявил в середине недели на расширенном заседании коллегии Минфина, обратив особое внимание на то, что система позволит решить как проблему длинных денег для инвестиций в экономику, так и повышения пенсий. В этом его активно поддержала председатель Центробанка Эльвира Набиуллина.
У авторов идеи ИПК — свое представление по поводу своевременности и сроков запуска механизма. Именно правительству необходимо решать задачу повышения пенсий, с одной стороны, и сохранению инвестиционного потенциала пенсионных накоплений (сейчас это порядка 4,5 трлн. рублей), с другой.
Закон об ИПК разрабатывался в качестве компромисса между нынешними потребностями бюджета и будущими пенсиями граждан. Предполагалось, что размер отчислений будет постепенно увеличиваться от 0% в первый год подключения к системе до 6% через 5 лет. У такого капитала есть важная особенность: накопления будут собственностью человека, а не государства, которое гарантирует сохранность этих средств через систему страхования. Кроме того, речь идет о закреплении их в виде собственности (сейчас накопления собственностью застрахованных лиц не являются).