Восстановление региональных транспортных коридоров станет основой развития Афганистана

Директор Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Султан Акимбеков презентовал в Москве научный труд «История Афганистана», который представляет собой комплексный анализ истории страны с древних времен до наших дней.

Книга вызвала живой интерес среди ученых-востоковедов, политологов, послов и журналистов, поскольку Афганистан традиционно рассматривался как угроза стабильности в Центральной Азии. Однако теперь имеет все шансы конструктивной интеграции в международную экономику. Этому будет способствовать усиление влияния на ситуацию в регионе Шанхайской организации сотрудничества, а также создание нового «Шелкового пути», чему сейчас активно содействует Китай. Таким образом, уже не политические интересы внешних игроков могут определять положение дел в Афганистане, а экономические — и это более конструктивный путь воссоздания государственных институтов в этой стране.

— Султан Магрупович, с чем связана идея написания этой научной работы?

Темой Афганистана я начал заниматься еще в конце 90-х годов, когда страна начала представлять особый интерес у исследователей. В этот период ожидание угрозы со стороны Афганистана особенно усилилось, что и вызвало повышенное внимание к этой стране. В 1998 году вышла в свет небольшим тиражом монография «Афганский узел и проблемы безопасности Центральной Азии». Позднее, в 2003 году вышла уже дополненная книга с таким же названием, которую, кстати, как и первую монографию, перевели в Китае, в Ланьчжоуском университете — настолько там сильный интерес к этой стране. Однако потом с расширением движения “Талибан*” и вовлечением в эти события большого числа внешних игроков и персонажей появилось немало новых хроник, которые давали пищу для размышления, но не позволяли составить единую картину происходящих событий. И тогда мне стало ясно, что понять причины, приведшие к разрушению государственных институтов и многим вооруженным конфликтам, можно только в исторической ретроспективе. Так я решился на более глубокий и масштабный анализ этой страны, начиная с его древней истории и заканчивая новейшей.

Реклама на веке

— Почему же это актуально для Казахстана?

— Я бы сказал, это актуально в целом для стран Центральной Азии, потому что периодически возникающая нестабильность в этой стране может привести к появлению для них внешней угрозы. В частности речь идет о появлении разных радикальных организаций. Это обязывает все время следить за ситуацией, чтобы прогнозировать развитие событий.

Кроме того,

Афганистан — это пример самых разнообразных попыток проведения модернизации — от западных до советских моделей. Этот опыт очень важен для стран Центральной Азии,

которые сегодня также проводят модернизацию. И важно помнить, что опыт Афганистана привел в итоге к распаду государственности. Всегда лучше учиться на ошибках других.

— С чем на ваш взгляд связана утрата государственных институтов в Афганистане?

Это очень непростой вопрос, к нему надо подходить от самых истоков зарождения государственности на территории нынешнего Афганистана. Ослабление в XVIII веке централизованной государственности в Иране, Индии и Средней Азии, которое стало следствием прекращения функционирования Великого шелкового пути, торговля между Азией и Европой перешла с суши на море, создало вакуум политической власти на части территории современного Афганистана. Тогда здесь впервые возникло государство дурранийских пуштунских племен, которое затем стало тем Афганистаном, который мы знаем. В XIX веке Афганистан оказался между интересами Российской и Британской империй. Для Британии и России территория была своего рода буферной зоной, за которую и происходила битва титанов, так называемая Большая игра. По сути, в ходе этой борьбы Россия и Британия провели современные границы Афганистана.

Власти Афганистана неоднократно в XX веке пытались провести модернизацию с использованием западных ресурсов и компетенций, которых у народов этой страны не было. Но в Афганистане они не прижились

Затем модернизацию пытался провести уже СССР, используя свои ресурсы и понимание того, что может быть лучше для этой страны. Конечно, Афганистан стал заложником холодной войны между СССР и США, но и радикальное вмешательство во внутреннюю жизнь по советским образцам также сыграло свою роль. Все это обернулось затяжной войной, за которой последовало свержение светской власти и, как следствие, утрата государственных институтов со всеми известными последствиями.

Восстановление региональных транспортных коридоров станет основой развития Афганистана

— Что вы имеете ввиду?

— Разрушение государственных институтов после 1992 года привело к распаду страны на множество владений отдельных полевых командиров, общин и племен, которые вступили в затяжную войну за влияние и контроль территорий.

Вплоть до современного момента в Афганистане пытаются преодолеть последствия событий, которые привели к гибели прежнего афганского государства

и построить его заново.

— Так что же изменилось теперь и почему вы завершаете свою работу вполне позитивными прогнозами?

— Сейчас уникальное время, потому что все заинтересованные страны, имеющие в Афганистане экономические интересы, поставили их на первое место.

США, Россия, Китай, Индия, Пакистан признают, что сегодня им выгодно иметь мирный Афганистан

Поэтому сегодня мы можем увидеть переломный момент в истории этой страны, где появляются перспективы для развития экономики и восстановления государственных институтов.

— Но в отношениях ведущих геополитических игроков всегда будут возникать противоречия…

— Да, но и конъюнктура в регионе существенно изменилась. Она складывается сейчас выгодным для всех образом, в том числе для России, США, а самое главное — для всех соседей Афганистана, включая постсоветские страны Центральной Азии.

В последнее время в регионе активно продвигает свои интересы Китай, собирающийся создавать транспортный коридор через Центральную Азию в Европу

с целью обеспечения новых рынков сбыта для своей растущей промышленности. Он уже активно финансирует строительство железных дорог и газопровода через территорию Афганистана. Речь, как вы знаете, идет о воссоздании того самого Великого шелкового пути, который некогда привел к ослаблению Центральной Азии, что породило множество проблем в свое время. Одна из проблем Афганистана — это отсутствие собственных ресурсов для развития. Ведь именно необходимость финансовой подпитки со стороны и делала возможным усиление внешнего влияния, которое приводило ко множеству конфликтов на протяжении всей истории этой страны. Вовлечение Афганистана в обеспечение транзита товаров позволит создать прочный экономически базис, на котором можно будет воссоздать утраченные государственные институты.

— А кто может играть роль арбитра, без которого здесь всегда обходились с трудом?

— Когда будут восстановлены государственные институты, арбитры могут и не понадобиться. А самым оптимальным представляется коллективное усилие стран-участников ШОС. Сейчас Индия и Пакистан уже ведут переговоры о вступлении в эту организацию, к ней может подключиться и Пакистан. Когда Афганистан будет полностью окружен странами ШОС многие проблемы нивелируются. На основе экономического сотрудничества политические распри между государствами отойдут на второй план, и мы впервые за многие столетия можем увидеть в Центральной Азии развитую страну, в стабильности которой будут заинтересованы все ее соседи, а также ведущие мировые державы.

Оригинал материала:
http://365info.kz/2016/03/vosstanovlenie-regionalnyh-transportnyh-koridorov-stanet-osnovoj-razvitiya-afganistana/
*
Верховный Суд Российской Федерации признал "Движение Талибан" экстремистской организацией, запрещенной на территории России - 14.02.2003 № ГКПИ 03 116, вступило в силу 04.03.2003
Реклама на веке
Кремль обвиняет зарубежные силы в «черном пиаре» Путина перед выборами Россия собирается расширить санкции в отношении Турции