Как следует из презентации, проект может быть реализован с использованием инфраструктурной ипотеки. Упомянуты также и другие инновационные финансовые механизмы инфраструктурного финансирования: государственно-частное партнерство, концессии, специнвестконтракты, а также прямые субсидии и налоговые льготы.
Механизм «инфраструктурной ипотеки» для инвесторов предложил внедрить в России президент РФ Владимир Путин. Свое предложение он озвучил на ПМЭФ. Как отмечал тогда глава государства, речь идет о схеме, когда инфраструктурный объект фактически приобретается в кредит на средства частных инвесторов, а пользователи объекта постепенно погашают данный заем. Таким образом, потраченные средства предполагается вернуть за счет регулярных платежей выгодоприобретателей инфраструктурных объектов.
К финансированию проекта может быть привлечен ряд международных финансовых институтов, в частности, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), Новый банк развития БРИКС, Евразийский банк развития и другие. Кроме того, в проект предлагается привлечь ведущих поставщиков и строительные компании из России, Европы и КНР. Заемное финансирование должно обеспечить 60% потребностей проекта, остальные 40% должны быть сложены за счет капитала акционерного общества.
По предварительным оценкам, общая стоимость российского участка магистрали «Евразия» составит 3,58 трлн. рублей. По территории России ВСМ пройдет от станции Красное в Смоленской области, где соединится с белорусским участком, до станции Золотая сопка в Челябинской области - здесь железнодорожная магистраль пересечет границу с Казахстаном.
Общая протяженность ВСМ «Евразия» составит почти 9,5 тыс. км. При этом ее протяженность по территории России составит 2,3 тыс. км.
Как отмечается в презентации, целесообразность реализации проекта связана со все возрастающим объемом торговли товарами с высокой добавленной стоимостью, которые чувствительны к сроку доставки. Кроме того, растет объем электронной торговли, в том числе между Китаем и ЕС. По прогнозам, к 2035 году товарооборот между КНР и ЕС вырастет по меньшей мере на $720 млрд.
Пассажиропоток на ВСМ «Евразия» к 2050 году достигнет 36,9 млн. пассажиров, прогнозируемый грузопоток - 12,6 млн. тонн, в том числе 7,8 млн. тонн в направлении Китай - ЕС.
Высокоскоростной грузовой подвижной состав планируется спроектировать на базе пассажирского, поскольку его аналогов пока в мире нет. Базовая составность поездов - 12 вагонов, которые смогут развивать скорость до 350 км/ч. По предварительным оценкам, один поезд как грузовой, так и пассажирский, обойдется в 2,7 млрд. рублей.
В настоящее время ведутся проектные работы по участку Москва - Казань, который в будущем может стать частью высокоскоростной магистрали «Евразия». Начать строительство ВСМ Москва - Казань, протяженность которой составит около 770 км, планируется уже в следующем году. Работы должны завершиться в течение пяти лет.
На данном отрезке ВСМ максимальная скорость движения поездов составит 400 км/ч.
Параллельно будут возводиться участки Казань — Екатеринбург и Золотая сопка — Достык. В 2023 году будет начато строительство участков Красное — Москва и Челябинск — Золотая сопка.
В июле российский Минтранс сообщал о том, что РЖД совместно с «Китайскими железными дорогами» работает над подготовкой ТЭО проекта высокоскоростного грузопассажирского сообщения «Евразия», который объединит китайскую сеть China railway corp и создаваемую Европе сеть Euro carex.
По предварительным расчетам, плановая выручка «Евразии» в 2050 году должна составить 2,77 трлн. рублей, при этом наибольшую часть доходов принесут грузовые перевозки. К тому времени по магистрали должны будут перевозиться 11,9 млн. тонн грузов в год.
Отметим, что уже в 2019 году Россия планирует завершить строительство российского участка международного автомобильного маршрута «Европа – Западный Китай». Маршрут станет самым протяженным в мире экономическим коридором, охватывающим страны с общей численностью населения более 3 млрд. человек
В отличие от железнодорожного аналога автомобильная версия может оказаться более мощным интегратором экономических и культурных связей между Европой и Азией за счет активного вовлечения в эту сеть малого и среднего бизнеса. Она также может оказаться более быстрой. Предполагается, что срок доставки грузов из Китая в ЕС по автотрассе составит 10 дней. Это почти в два раза быстрее, чем по железной дороге и в четыре - чем по традиционному морскому пути.