О том, что россиянам в обозримом будущем придется мириться с серьезным ростом налоговой нагрузки, сегодня не говорит только ленивый. Вопреки озвученным ранее обещаниям премьера Медведева о том, что налоговых изменений в ближайшие 6 лет больше не предвидится, общество уже успело столкнуться с целым комплексом «непопулярных» мер, многие из которых обсуждаются до сих пор. Более того, фактически нарушить данное ранее общение решился и сам глава правительства – в скором времени налогом планируют обложить и личные подсобные хозяйства граждан страны.
Накануне стало известно, что глава российского правительства Дмитрий Медведев поручил профильным ведомствам разработать механизмы легализации личных подсобных хозяйств (ЛПХ) россиян к 15 мая. Выполнить эту задачу поручено Министерство экономического развития, Министерству сельского хозяйства а также корпорации МСП. Согласно указанному документу, легализовать ЛПХ в стране планируют через их вовлечение в сельскохозяйственную кооперацию и применения к ним норм налога на профессиональный доход.
Иными словами, жители, преимущественно, сел, которые занимаются выращиванием сельскохозяйственных культур на своих огородах, содержат домашних животных, разводят птицу и прочее в случае продажи всего «выращенного, собранного и надоенного» будут вынуждены платить государству налог. Такое поручение было подготовлено главой правительства по итогам прошедшей еще в начале апреля встречи с представителями среднего и малого бизнеса в Перми, в рамках которой предприниматели пожаловались премьеру и главе МЭР Орешкину на серьезную конкуренцию со стороны личных подсобных хозяйств.
Эксперты же видят в этой инициативе целый набор рисков. Прежде всего, отмечают они, предложение премьер-министра может нанести заметный ущерб частному сельскохозяйственному сектору, который на данный момент пусть и является конкурентоспособным, однако не наносит бизнесу значительного ущерба. Отдельные аналитики даже сравнили действия Кабмина с послевоенными налоговыми новациями Сталина, а также инициативами, введенными в пятидесятых годах минувшего столетия Хрущевым.
К примеру, в 1947 году размер сельскохозяйственного налога с каждого сельского двора был увеличен на 80%. Государство повысило сборы с населения за плодовые деревья, домашний скот – все это привело к массовой вырубке садов и сокращению поголовья скота. Не менее губительными для сельского хозяйства страны были и инициативы Никиты Хрущева, пошедшего на резкое увеличение сборов с домашних хозяйств отечественных селян и колхозников.
Сегодня же, отмечают эксперты, государство снова пытается установить максимально жесткий контроль за всей хозяйственной деятельностью. Так, по данным сельскохозяйственной переписи, проведенной в 2016 году, в России было зарегистрировано 23,5 миллиона личных подсобных хозяйств. Разумеется, принятие подобного решения вызовет бурную реакцию не только в экспертной среде, но и в обществе.
Так, по словам уполномоченного по правам предпринимателей в Калининградской области Георгия Дыханова, предложение обложить новым налогом миллионы хозяйств в условиях, когда в стране до сих пор не введена норма необлагаемого минимума, а около 19 миллионов граждан живут в нищете, с экономической точки зрения может оказаться не очень своевременным. Особенно этот вопрос становится острым в условиях отсутствия экономического роста. Подавляющее большинство стран, утверждает Дыханов, добивались экономического роста посредством снижения налоговой нагрузки и сокращения издержек, связанных с надзором и контролем за деятельностью предпринимателей и самозанятых граждан, а никак не попытками выжать из них последнее.