Хабаровск и Приморье: возобновятся ли топливные бунты?

С конца января в Хабаровском крае и Приморье возникли серьезные проблемы с поставками автомобильного топлива из-за остановки Хабаровского НПЗ на ремонт. На заправки выстроились многочасовые очереди. И хотя 4 февраля завод возобновил свою работу, ситуация пока остается напряженной.

Информация о том, что Хабаровский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) остановил производство высокооктановых бензинов, появилась в середине января. Хабаровский НПЗ входит в «Независимую нефтегазовую компанию» (ННК, которая принадлежит Эдуарду Худайнатову). Первые перебои с бензином на заправках начались 18 января, но наиболее острой ситуация стала к 26 января. По данным ФАС, за период простоя НПЗ поставки топлива уменьшились в среднем на 30 тыс тонн. Одновременно с этим планировалось, что из других регионов будет поставлено более 38 тыс. тонн моторного топлива. В Министерстве энергетики и ФАС заявили, что согласовали с РЖД «зеленый коридор» для железнодорожных составов с топливом. Это должно было позволить обеспечить бесперебойные поставки бензина для заправок, которые размещены вдоль федеральных трасс. Но самая сложная ситуация сложилась в городах.

Наиболее длинные очереди были зафиксированы в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Уссурийске и во Владивостоке. Без очереди продают топливо только для машин скорой помощи, МЧС и полиции. Очень часто бензин продавался только по корпоративным карточкам для юридических лиц. Некоторые заправки просто приостановили свою работу из-за отсутствия топлива. Люди начали создавать в соцсетях и Telegram группы, где продают за 1 тыс. рублей место в очереди, делятся информацией о том, на каких заправках есть топливо, а также обращаются друг у другу с просьбой продать бензин. В Хабаровске появились объявления о продаже дефицитного бензина по 80-125 рублей за литр плюс 150-250 рублей доставка. Автор одного из таких объявлений предлагал литр бензина Аи-92 за 75 рублей, Аи-95 — за 80 рублей, Аи-101 — за 100 рублей. Такие объявления можно было найти на Avito и в Instagram*, на возмущенные комментарии о том, что авторы объявлений наживаются на трудностях водителей, они отвечали, что «каждый выживает, как может».

Региональные чиновники отреагировали на проблему только после того, как в социальных сетях появились сотни постов с фото очередей и жалобами на отсутствие топлива на АЗС. 28 января заместитель председателя правительства Хабаровского края по вопросам ТЭК и ЖКХ Анатолий Литвинчук назвал происходящее на местных АЗС «излишним ажиотажным спросом» и заявил, что по топливу «создан запас». 30 января Литвинчук обвинил в создании очередей самих жителей, которые, по его мнению, начали скупать бензин про запас. И только 4 февраля наконец-то дал свой комментарий врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев, который заявил, что никакого кризиса не существует. «С первых дней остановки Хабаровского НПЗ правительство края находится в тесном контакте с ННК, с Министерством энергетики РФ. Как только начался ажиотажный спрос и резервы начали иссякать, мы запросили в Росрезерве дополнительный бензин», - подчеркнул он.

Реклама на веке

По словам главврача КГБУЗ «Хабаровская служба скорой медицинской помощи» Виталия Пустового, дефицит бензина никак не сказался на графике работы медицинского учреждения. «Каждый год медучреждение заключает муниципальный контракт на поставку топлива. В рамках этого контракта на каждый автомобиль есть топливная карта, по которой и происходит заправка», - сообщил он. Председатель Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей и Ассоциации «Союз транспортников Хабаровского края» Светлана Тремасова, в свою очередь, поспешила опровергнуть слухи о том, что вследствие дефицита бензина половина муниципального транспорта не вышла на линии. Авторы публикаций, предположила Тремасова, далеки от понимания того, как устроена эта сфера жизни города. Большинство муниципальных автобусов уже довольно давно работает на газомоторном топливе и дизеле, лишь малая доля, в основном старые «Газели», заправляются бензином.

По информации президента Независимого топливного союза Павла Баженова, в регионе работает только 2 не самых мощных и производительных нефтеперерабатывающих завода - в Хабаровске и в Комсомольске-на-Амуре. Регулярно доставлять топливо по железной дороге дорого и нерентабельно. Использование бензина из Росрезерва тоже не решит проблемы. Выход только один – строить дополнительные мощности. Однако эксперт считает, что без государственной поддержки реализовать такие проекты невозможно: сейчас из-за особенностей налогообложения нефтяникам выгоднее работать на экспорт, чем на внутренний рынок.

Еще в августе 2020 года руководитель «Роснефти» Игорь Сечин обратился к президенту РФ Владимиру Путину с предложением создать нефтехимический комплекс в Находке, а также пожаловался на существующие в отрасли сложности с налогообложением. «При общем объеме потребления около 6 млн. тонн товарных нефтепродуктов 2 завода, которые там работают, в Комсомольске и в Хабаровске, могут обеспечить только около 3 млн. тонн. Поэтому почти половина ввозится из других регионов, и формируется более высокая цена в этом регионе», - заявил Сечин.

В конце января ФАС и Минэнерго согласовали план сдерживания розничных цен на бензин. Эта мера призвана решить проблему ценообразования в условиях роста мировых цен на нефть и одновременно дешевого рубля. Представители независимого заправочного бизнеса предложили правительству ускорить принятие решения о субсидировании тарифов на железнодорожные перевозки автомобильного бензина и дизельного топлива до балансовых пунктов, расположенных на Дальнем Востоке.

Как сообщили на Хабаровском НПЗ, по состоянию на 6 февраля уже выпущено более 1800 тонн бензина Аи-92 и 1500 тонн бензина Аи-95. В свободной продаже бензин, по информации НПЗ, есть на 35 заправках. Предприятие постаралось сократить интервалы подвоза топлива в точки его продажи. Руководство предприятия выразило надежду на то, что в ближайшие дни ситуация с бензином в Хабаровском крае и Приморье стабилизируется.

*
21.03.2022 г. американская транснациональная холдинговая компания Meta признана экстремистской и запрещена в РФ. Meta Platforms Inc. является материнской компанией социальных сетей Facebook и Instagram. Facebook и Instagram также признаны экстремистскими организациями, их деятельность на территории РФ запрещена.
Реклама на веке
Эфир, вторая по величине криптовалюта в мире, достигла рекордной отметки - 1700 долларов Великобритания изучает смешанные варианты вакцин против Covid-19 на фоне угрозы новых штаммов