3 февраля 2014 года произошел первый случай стрельбы в школе по «американскому сценарию». Старшеклассник московской школы №263 пришел в свое учебное заведение с оружием и расстрелял учителя географии. Услышав выстрелы, охранник вызвал полицию. Увидев стражей правопорядка, подросток начал стрелять в них. Один полицейский погиб, второй был ранен. Юноше было предъявлено обвинение в захвате заложников, убийстве и посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Результатом проведенных экспертиз стало заключение о невменяемости подростка, его отправили на принудительное лечение.
В декабре 2014 года в одной из школ Брянска после урока физкультуры 15-летний учащийся достал пневматический пистолет и подначиваемый одноклассниками стал стрелять в стены и потолок. Одна из пуль отрикошетила в ногу девочки, которая скрывала ранение и не сразу призналась, что получила травму в школе.
18 марта 2016 года в Находке в кабинете директора школы вооруженный ножом молодой человек убил 15-летнюю ученицу, а затем совершил самоубийство. По данным следствия, молодые люди встречались, и 19-летний юноша пришел в школу, чтобы выяснить отношения со своей девушкой. После урока физкультуры он начал ссориться с девочкой. Педагог попытался вмешаться в конфликт и защитить свою подопечную, тогда молодой человек напал и на преподавателя. Пытаясь скрыться, девушка забежала в кабинет директора, но молодой человек ворвался и туда, где и совершил двойное убийство.
11 февраля 2017 года на уроке в школе №1 города Нижнекамска 14-летний ученик выстрелил из пневматического пистолета в глаз соседу по парте. Мальчик обратился к школьному врачу, но тот даже не вызвал «скорую помощь». Директор школы повез пострадавшего в больницу на личном автомобиле. Однако через несколько дней от полученного ранения мальчик скончался в одной из больниц Казани.
В мае 2017 года в Усинске (Республика Коми) в школьном дворе 16-летний подросток начал стрелять из пневматического пистолета по прогуливающимся ученикам. Одна из девочек получила травму глаза. Однако инциденту не придали должного значения. В отношении подростка было возбуждено дело по ст. 213 УК РФ («Хулиганство»). Директор школы получила выговор.
5 сентября 2017 года в подмосковной Ивантеевке девятиклассник устроил настоящую бойню. Он заранее принес в школу взрывные устройства, топор и пневматическое оружие. Выстрелив из ружья в учительницу, он ударил ее топором и взорвал самодельные бомбы, принесенные с собой. Испуганные учащиеся выпрыгивали из окон.
К школе были стянуты полицейские наряды. Нападавший был арестован. Как установила судебная психолого-психиатрическая экспертиза, на момент совершения преступления подросток был вменяем и осознавал характер своих действий. 15 февраля 2019 года Ивантеевский городской суд признал его виновным и приговорил к 7 годам и 3 месяцам воспитательной колонии.
1 ноября 2017 года в московском колледже были обнаружены убитыми преподаватель ОБЖ и студент. Выяснилось, что учащийся убил учителя, опубликовал «ВКонтакте» фотографии, сделанные после преступления, а затем покончил с собой.
29 ноября 2017 года в школе подмосковного Высоковска ученик несколько раз ударил ножом одноклассника, объяснив это тем, что погибший постоянно насмехался над ним и унижал его.
15 января 2018 года в одной из школ Перми начали выяснять отношения нынешний и бывший ученики школы. Молодые люди начали драться, ввалились в класс к четвероклассникам, один из них начал размахивать ножом. В результате нападения пострадали 15 детей и 47-летняя учительница. Нападавшие также ранили друг друга. Им были предъявлены обвинения в покушении на убийство двух и более лиц.
В январе 2018 года произошла трагедия в школе поселка Сосновый Бор в Бурятии. Девятиклассник, не скрываясь от своих одноклассников, беспрепятственно пронес в школу емкости с бензином и топор. Подросток бросил «коктейль Молотова» в класс, а выбегающих учеников бил топором. Всего пострадали семь человек, в том числе сам нападавший и учительница. Нападавшего ученика отправили на принудительное лечение, он был признан невменяемым.
17 октября 2018 года в Керченском политехническом колледже 18-летний студент четвертого курса Владислав Росляков взорвал самодельную бомбу, а затем стал расстреливать всех, кто попадался на его на пути. В результате погибли 20 человек, не менее 65 человек получили ранения.
Глава СКР Александр Бастрыкин отметил, что «унижение Рослякова сокурсниками на основе разного имущественного положения» стало причиной стрельбы в керченском колледже.
14 ноября 2019 года в Благовещенске (Амурская область) 19-летний студент Амурского колледжа строительства и ЖКХ открыл стрельбу в стенах учебного заведения. Погибли два человека - сам стрелявший и еще один юноша. По данным регионального УМВД, причиной происшествия мог стать конфликт между сверстниками. Установлено, что в корпусе колледжа, где произошло убийство, не было входного рамочного металлодетектора, а охранник, дежуривший в тот день, даже не имел разрешения на осуществление охранной деятельности.
27 ноября 2020 года в лицее №2 в Нальчике (Кабардино-Балкария) возник конфликт между учителем и родственниками одного из учащихся, закончившийся тем, что преподаватель вышел на улицу, достал из своей машины травматический пистолет и, вернувшись в школу, открыл стрельбу. Пострадали два человека, в том числе и сам стрелявший.
11 мая 2021 года в Казани 19-летний Ильназ Галявиев устроил стрельбу в гимназии №175. Погибли 9 человек, 21 пострадал, 6 человек находятся в реанимации. За их жизни сейчас борются врачи. Молодой человек арестован.
Всех потрясли кадры с камер видеонаблюдения, на которых видно, как Ильназ Галявиев идёт дворами, помахивая дробовиком. На него никто не обращает внимание, хотя он дважды здоровается с кем-то. В сумке «тихого, вежливого парня» находятся 150 патронов картечью, через несколько минут он хладнокровно расстреляет и ранит десятки человек.
Генерал-майор ФСБ в отставке Александр Михайлов прямо говорит о причинах того, почему прохожие не отреагировали на юношу, шедшего по улице с оружием. Это страх, равнодушие, невнимательность и недоверие к правоохранительным органам.
«Люди, во-первых, боятся, во-вторых, многие из них просто равнодушно относятся ко всему, что их окружает, поэтому не являются участниками обеспечения безопасности даже своих близких. И, в-третьих, не верят правоохранительным органам. Бывали случаи, когда люди делали заявление в отношении какого-то преступника, их опрашивали, а на следующий день их убивали», — сообщил Михайлов.
По мнению бывшего силовика, не каждый россиянин верит в то, что оружие, которое может нести человек, настоящее. «У нас сегодня каждый сам за себя. Все живут по принципу «авось пронесет». По этому принципу живут и рядовые граждане, и сотрудники правоохранительных органов, и частные охранные предприятия», — уверен отставной генерал-майор ФСБ.
Сейчас все задаются вопросом, можно ли было предотвратить трагедию. Насколько эффективно работают службы, которые должны были заметить, насторожиться и предотвратить ЧП.
Политолог Павел Данилов, оценивая ситуацию в комментарии «Веку», отмечает: «Думаю, была не на 100% хорошо проведена работа с продавцами оружия (где сигнал, что молодой человек купил оружие), с агентурой, с соцсетями, с врачами, с органами, выдающими оружие, охраной школы, психологами. В общем, это вина всех. И служб в частности и общества в целом».
Причины таких инцидентов, считает эксперт, это «океан нефильтрованной информации в любом виде. Только потребляй. И дело даже не в жестоких играх. Для нашего детства игры в войнушки тоже можно было назвать жестокими. Проблема в другом, мало кто учит детей как правильно оценивать поступки. Как свои личные, так и героев всевозможных фильмов, видеороликов, рассказов и мемов.
Но еще более серьезная причина, эта наша повальная беда – симулякры. Видимость, работа «для галочки», равнодушие, формализм. Назвать можно как угодно, но смысл один. Мы, каждый на своем посту, должны быть честны, профессиональны, а где-то даже жертвенны, если того требует долг. Иначе незачем идти на этот пост.
Можно ли было предотвратить? В конкретном данном случае, наверное, да, можно было. Но выводов снова никто не сделает, как не сделали ранее, когда произошли аналогичные трагедии в городе Бор и в Керчи. Мне горько об этом говорить, но трагедии и дальше будут повторяться, поскольку опять кто-то пошлет красивый отчет начальству вместо честно проделанной работы. Более того, симулякры когда-то убьют всех нас».
Психолог Казанского медуниверситета Владимир Менделевич на своей странице в Facebook* пишет, что «из всех, кто совершает тяжкие преступления, на долю душевно больных приходится 2,4%!!! Остальные 97,6% психически здоровы. Следовательно, бояться надо именно здоровых и «тихих».
На убийства могут толкать как социальные и психологические причины, так и психопатология. То есть нельзя априори сказать, почему так поступают подростки. Правильный ответ: по разным причинам. Когда подростка сверстники травят в школе, когда систематически издеваются, тогда даже самый здоровый человек может взяться за оружие, чтобы отомстить обидчикам (вспомните рядового Рамиля Шамсутдинова, недавно признанного виновным в расстреле восьмерых сослуживцев – тогда речь шла о доведенном дедовщиной до отчаяния человеке. О психическом расстройстве никто не говорил).
Психиатр не способен влезть в голову испытуемому, поставить диагноз и выяснить тайные мотивы его криминального поведения. Ну, так и обычному зеку никто не может залезть в голову и выяснить собирается ли он повторно совершать преступления. Так что со всеми этими проблемами нам с вами жить. А если хотим избежать трагедий, то не стоит травить окружающих. Психически больные – это наш крест. Большинство из них не совершает никаких преступлений. Преступником человека делает общество и окружение».
После произошедшего страна в очередной раз всколыхнулась. Комментарии в соцсетях как лакмус показывают состояние россиян. Самые распространенные из них говорят о том, что родители вынуждены работать на износ и им некогда заниматься детьми, учителя завалены ворохами бумаг и отчетов, им не до разговоров по душам с ребенком, да и в целом школа оказывает по новым нормативам лишь образовательные услуги. Воспитание детей пущено на самотек. Никто не объясняет им «что такое хорошо, а что такое плохо», не учит тому, что обижать слабого стыдно, не приучает к ответственности за свои поступки и очень редко ведутся разговоры о ценности человеческой жизни. И в результате мы видим, что подростки запросто несут в школу не только пневматическое, но и боевое оружие, и не задумываясь стреляют из него. Страшно, что такая модель поведения кажется им нормальной.