Сцена здесь напоминает парковку, забитую водными игрушками, общая стоимость которых составляет $4,3 млрд. Брокеры шутят, что наступает эра гигаяхт, в которых новая обязательная примочка – подводная лодка, а не гидроцикл, и которые следует оснастить как минимум двумя вертолетными площадками.
Дневной пропуск на яхт-шоу в Монако стоит €600. Чтобы попасть на борт яхты на выставке, необходимо снять обувь – даже если вы князь Монако. Поэтому перед трапами разбросана элитная обувь: вездесущие мокасины от Gucci вперемешку с кроссовками от Dior и Balenciaga, которые обойдутся вам примерно в $1 тыс. за пару. Количество реальных покупателей – «китов» – подсчитать сложно. По оценкам одного из торговых представителей, на каждые 100 сотрудников приходится один покупатель.
Профиль тех, кто приобретает яхты, поменялся, сообщили брокеры. Традиционно это были мультимиллионеры – 99% мужчины, – которые продавали свои компании в возрасте около 60 лет и хотели немного отдохнуть с семьей и друзьями. Сейчас в тренде более молодые люди с семьями, которые резко разбогатели. Старую, небольшую суперяхту можно приобрести всего за $10 млн – это цена элитного дома в Лос-Анджелесе или Лондоне. Длина яхт высшего класса – мегаяхт – достигает 100 метров. Уже заказаны десятки таких яхт.
Можно было бы подумать, что продажи суперяхт сильно упадут, учитывая глобальную инфляцию, обвал рынка недвижимости в Китае, угрозу рецессии, войну в Европе и глобальный климатический кризис. Однако, удивительным образом это не так.
Российские олигархи традиционно были крупными покупателями шикарных яхт, на долю которых приходится около 10% продаж. Санкции и деятельность целевой группы KleptoCapture при Министерстве юстиции США изменили эту ситуацию. Многие российские яхты были конфискованы. Однако мир больше, чем Россия, и миллиардеров в нем больше, чем когда-либо. «Санкции не так сильно повлияли на отрасль, как можно было бы подумать», – заявил на Monaco Yacht Show Боб Денисон (Bob Denison), ведущий американский брокер из семейной компании Denison Yachting. По его словам, заказы на недавно построенные на европейских верфях яхты, которые были отменены из-за того, что покупатели попали в санкционные списки, были быстро расхвачены другими лицами, не попавшими под санкции.