Как сообщает сегодня газета "Совершенно секретно", в апреле 2012 года у Саратовского территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) появился новый руководитель — экс-председатель областной Счетной палаты Андрей Николаевич Саухин. Бывший налоговый инспектор, ассистент аудитора, главбух самых разных саратовских фирм… Вроде без каких-либо ученых степеней или наград, без знания каких-либо языков, кроме родного русского. Но к чему степени и иностранные языки, коли в жизни и так, что называется, «поперло»? Будучи на посту председателя областной Счетной палаты, он снискал среди журналистов образ эдакого «саратовского комиссара Каттани», непримиримого борца с «зарвавшимися саратовскими чиновниками». Правда, если присмотреться к деятельности «саратовского Каттани» внимательнее, то выпады Саухина, пользующегося всей полнотой своих должностных полномочий, касались в основном действующего тогда губернатора Павла Ипатова и его ближайшего окружения. Все критические стрелы Счетной палаты направлялись именно туда с завидной регулярностью, что наводило некоторых на мысли: господин Саухин не просто борется с чиновниками, он исполняет некий политический заказ, направленный против губернатора и его правительства, уж слишком точечно «стреляла» палата. Из пушки — по воробьям, поскольку серьезных коррупционных расследований по многим делам, которые всплывают в Саратове только сегодня, Счетная палата затевать не решалась.
По сообщениям СМИ, в то время случались в жизни Андрея Николаевича и курьезы, которые как-то не очень вязались с его серьезным образом борца с коррупцией. К примеру, в энгельсском увеселительном заведении «Веселый Роджер», куда однажды нагрянули погулять аудиторы Счетной палаты во главе с руководителем, гуляли с таким размахом, что не выдержал даже массивный унитаз в мужском туалете «Роджера». Это, по сообщениям местных СМИ, и послужило причиной конфликта между руководством клуба и чиновниками, не желавшими оплачивать по счету дополнительные 7000 рублей за разбитый унитаз. Когда директор заведения Анатолий Подчукаев попросил подойти старшего, чтобы уладить конфликт, к нему подошел пьяный мужчина, ну очень похожий на председателя Счетной палаты, и начал демонстрировать все свои познания великого русского языка, да так забористо, что даже завсегдатаи клуба опешили. — Он позиционировал себя, как хозяин жизни, — делился позже впечатлениями Подчукаев, — Вроде представлялся госслужащим, а вел себя как блатной уголовник… Я попытался его успокоить, дескать, ведите себя по-человечески. Ну, разбили бачок, ничего страшного. Заплатите и конфликт улажен…
Но логика у гостей, видимо, была другая: хозяевам «Веселого Роджера» должно быть за счастье принимать таких высоких гостей, как чиновники Счетной палаты. Начались угрозы закрыть заведение, измотать его проверками, посадить хозяев, пошло козыряние фамилиями «випов», включая будущего главу региона, а тогда — Председателя Областной Думы Валерия Радаева. От слов разгулявшиеся гости решили перейти к делу. Подогретые алкоголем и амбициями, чиновники во главе со своим «атаманом» захотели штурмовать закрытые ворота «Веселого Роджера» на темно-зеленом внедорожнике Toyota Land Cruiser, который, по сведениям саратовских СМИ, вроде как числился именно за Андреем Саухиным. Неизвестно чем бы закончилась эта «унитазная война», если бы руководство клуба не сдалось и не открыло ворота. А полиция? А полиция приехала, как всегда, во время: когда пьяных гостей и след простыл .
Между тем судьба продолжала благоволить нашему «герою». И вот, уже спустя некоторое время, новый губернатор Валерий Радаев неожиданно предлагает все тому же «веселому Роджеру» Андрею Саухину возглавить ТФОМС. Предложение с благодарностью было принято, и новоиспеченный руководитель, взяв под контроль управление всеми финансами своего фонда, с шашкой наголо бросается на… саратовскую медицину. Начинаются внеплановые проверки тех лечебных учреждений, руководство которых видимо не приглянулось господину Саухину. На главврачей больниц и поликлиник, правда не на всех, а «на избранных», начались гонения за якобы высокие оклады персоналу. При этом, в самом Фонде почти сразу увеличились расходы на содержание собственного персонала: с 68,9 млн. руб. до 76,8 млн. руб.
Как пишут СМИ, когда губернатор Валерий Радаев осенью прошедшего года докладывал Президенту РФ на приёме, что в Саратовском регионе всё хорошо и спокойно, он наверняка не затрагивал тему взаимоотношений больниц и поликлиник с местным ТФОМС, решившем внести свою оригинальную лепту в реформу здравоохранения. А зря. Интересная получается история, если посмотреть на результаты проверки ТФОМСа федеральным ФОМС. Проверка показала, что, несмотря на обеспечение финансирования в полном объеме базовой программы обязательного медицинского страхования на территории Саратовской области за счет субвенций Федерального фонда ОМС, в тарифном соглашении по обязательному медицинскому страхованию в Саратовской области были необоснованно понижены тарифы на оплату медицинской помощи в стационарах по клинико-профильным и клинико-статистическим группам (соответственно 33 и 24 медицинские организации), в дневных стационарах (31 медицинская организация) и амбулаторно-поликлинической помощи (35 медицинских организаций). В результате, на конец 2014 года в саратовском ТФОМС образовалась солидная экономия в размере 2,4 млрд рублей. По словам Андрея Саухина, в областном ТФОМС сформировался нормированный страховой запас в 1,5 млрд. рублей и 900 млн. рублей — деньги, которые местный территориальный фонд якобы должен был выплатить больницам за декабрь. Почему «якобы»? Да потому, что у руководителей медучреждений существовали большие сомнения в том, что деньги будут отданы в срок. И, возможно, эти сомнения были не беспочвенны, но к этому времени федеральным ФОМСом было разослано письмо о возврате остатков субвенций директорам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, которое, несомненно, поступило и к господину Саухину.
В письме чёрным по белому было написано: «В соответствии с частью 5 статьи статьи 242 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года. В случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации (приказ Минфина России от 11 июня 2009г. №51н).
Таким образом, остатки субвенций, полученные территориальным фондом обязательного медицинского страхования в 2014 году, и не использованные по состоянию на 1 января 2015 года, в обязательном порядке должны быть возвращены в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования до 30 января 2015 года. Расходование остатков субвенции на завершение расчётов 2014 года и текущее финансирование января 2015 года Бюджетным кодексом Российской Федерации не допускается». Нормированный страховой запасфонд в Саратовской области, согласно данным проверки, был переформирован. И составил 2,4 миллиарда рублей (по неофициальным данным экономия на самом деле составила приблизительно 3,5 миллиарда) вместо положенных Саратовской области полутора миллиардов. Казалось бы, оптимизация налицо, но кому нужна такая оптимизация, когда местный ТФОМС сидит на деньгах, как собака на сене, а средства, положенные медучреждениям на лечение больных, не доходят до них?! «Если бы средства были перечислены в течение года, больницы бы могли их использовать сразу и более эффективно. К сожалению, сейчас в связи с инфляционными процессами и ухудшившейся финансовой ситуацией данные средства значительно обесцениваются», - высказал свою точку зрения начальник федерального контрольно-ревизионного управления ФОМС Игорь Трясучев.
Заметим, искусственное придерживание средств в фонде происходит при молчаливом одобрении областной власти. Если бы средства, столь тщательно сэкономленные саратовским ТФОМС, не были выданы больницам и поликлиникам, то они вернулись бы обратно в федеральный бюджет. Понимая, что в этом случае вспыхнет большой скандал, 11 декабря 2014 года господин Саухин милостиво разрешил распределить финансы по лечебным учреждениям., но при этом все были приватно предупреждены на закрытом совещании главврачей, что в целях оптимизации бюджетных средств, главврачам разрешено тратить из каждых условных 100 рублей всего… 20 рублей, а 80 откладывать в накопление. Деньги, дескать, берите, но их не тратьте (в распоряжении редакции имеется диктофонная запись с этого закрытого совещания). То есть, руководство фонда фактически признало, что ТФОМС вновь будет экономить деньги на больных, в то время, как экономия средств испокон веков считалась прерогативой самих поликлиник и больниц. Именно федеральный ФОМС в лице Олега Трясучева предупреждал, что экономить могут сами больницы, а на счете фонда медстрахования никакой экономии оставаться не должно, особенно, за счет снижения тарифов.
Наступивший 2015 год показал, что, не смотря на рекомендации вышестоящего органа, и вопреки здравой логике, саратовский ТФОМС решил продолжать ту же политику экономии за счет медучреждений региона. На этот раз господин Саухин и Ко. поступили хитро: средства, распределенные по саратовским больницам и поликлиникам в 2014 году, вошли в «Планируемые финансовые средства обязательного медицинского страхования в разрезе медицинских организаций Саратовской области на 2014 — 2015 г.г. ». Именно так зафиксировано на официальном сайте ТФОМС. Тарифы для медучреждений вновь срезаются, и это при выросших федеральных бюджетных трансфертах. Что это может означать? Только одно: при такой политике саратовский ТФОМС при самых скромных подсчетах сможет накопить на своих счетах к концу текущего года приблизительно 7 миллиардов рублей, в которых так нуждается саратовское здравоохранение.
Невольно возникает вопрос: а зачем саратовскому ТФОМСу концентрировать и придерживать такие большие средства на счету государственной организации, когда в них нуждаются именно те, кто непосредственно лечит людей, то есть, медучреждения? И главное — где в отчетности фонда отображено, на каких депозитных счетах хранятся тщательно сберегаемые деньги? Какие проценты могли «набежать» с этих немалых сумм? И куда ушли эти проценты? Вопросов много, и более всего, думаю, они должны заинтересовать работников профильного федерального министерства и сотрудников правоохранительных органов.
А если учесть резкие колебания курса валют в последние месяцы, и наши нелёгкие времена, то в голове невольно зароятся всякие нехорошие мысли. Например, вольное или невольное злоупотребление служебным положением, или ещё чего похлеще… Ведь, многие же полагали, что на посту Главы местной Счетной палаты «веселый Роджер» господин Саухин отрабатывает некий политический «заказ». Какой «заказ» он может исполнять нынче? Экономический? Или антисоциальный? Пока что, проверка официально выявила нерациональность расходования федеральных бюджетных трансфертов. Что будет дальше — покажет ближайшее будущее. Прошу рассматривать этот материал, как обращение в соответствующие правоохранительные органы.
Комментарий Федерального фонда обязательного медицинского страхования
«Несмотря на обеспечение финансирования в полном объеме базовой программы обязательного медицинского страхования на территории Саратовской области за счет направленных средств субвенции ФОМС, в Тарифном соглашении по обязательному медицинскому страхованию в Саратовской области были необоснованно понижены тарифы на оплату медицинской помощи в стационарах по клинико-профильным и клинико-статистическим группам (соответственно 33 и 24 медицинские организации), в дневных стационарах (31 медицинская организация) и амбулаторно-поликлинической помощи (35 медицинских организаций).
В результате указанных действий в бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области сформировался остаток неиспользованных целевых средств в размере 2,4 млрд. рублей.
В соответствии с требованиями части 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
Обращает на себя внимание тот факт, что 27 ноября 2014 года при значительном общем снижении тарифов увеличены тарифы на оплату медицинской помощи в амбулаторных условиях, условиях дневного стационара и стационарных условиях для трех медицинских организаций:
НУЗ «Дорожная клиническая больница на станции Саратов — II ОАО «РЖД», Государственное учреждение здравоохранения «Областная клиническая больница», Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Саратовский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства».
Обоснование увеличения тарифов для вышеназванных медицинских организаций в Дополнительном соглашении к Тарифному соглашению по обязательному медицинскому страхованию в Саратовской области от 27.11.2014 года отсутствует.
Таким образом, реализуемая на территории Саратовской области тарифная политика отличается индивидуальным подходом к финансированию отдельных медицинских организаций без какого-либо экономического обоснования и в отсутствие порядка ее реализации.
Начальник Контрольно-ревизионного управления И.О.Трясучев