Как сообщила в конце прошлой недели прокуратура Забайкальского края, режим повышенной готовности пришлось вводить в селах Маргуцек и Ковыли, что в Краснокаменском районе. В них проживает примерно две тысячи человек. Накануне зимы оба населенных пункта остались без нормативных запасов угля. По последним данным, топлива оставалось, в лучшем случае, на неделю. О введении режима ЧС заявили власти поселка Алия в Сретенском районе, где угля тоже в обрез. На грани балансирует райцентр поселок Оловянная. Власти региона в спешном порядке ищут дополнительные средства для муниципалитета, а также новую, более расторопную и ответственную теплоснабжающую организацию.
К сожалению, нельзя сказать, что ситуация с неготовностью к зиме из ряда вон выходящая. Она носит хронический характер (и не только для Забайкалья). Например, в прошлом году отопительный сезон вовремя не начался в Улетовском районе. Потому власти края были вынуждены объявить на всей муниципальной территории режим ЧС. Основных причин такая ситуация имеет две: огромные долги, которые висят на муниципальных учреждениях, и отсутствие взаимопонимания между различными структурами, чья деятельность влияет на состояние сферы ЖКХ. По информации забайкальского министерства территориального развития, кредиторская задолженность всех краевых и муниципальных бюджетных учреждений Забайкальского края превышает 700 млн. рублей. Самые большие долги в Тунгокоченском и Сретенском районах. Кроме того, как заявил глава ведомства Виктор Паздников, в крае сейчас острая нехватка вагонов для отгрузки угля. Выкручиваться приходиться всеми способами. «Наши поставщики топлива не могут привлечь необходимое количество вагонов, а мы - доставить топливо ресурсоснабжающим организациям. Врио губернатора Александр Осипов обратился к главе РЖД Олегу Белозерову с просьбой содействовать в решении этой проблемы. Мы, конечно, не допустим сбоев теплоснабжения, находим варианты, когда предприятия занимают уголь друг у друга, используем автотранспорт», - сказал министр.
РЖД крайними оставаться в ситуации не хотят и указывают на «транспортную диспропорцию» в деятельности угольных компаний. В реальности подвижного состава у разрезов хватает – и своего и арендованного. Но, в первую очередь, им вывозят уголь на экспорт, что гораздо выгодней. А забайкальские котельные остаются в положении бедных родственников. Так, по данным РЖД, один из разрезов в ноябре отгрузил на региональный рынок всего два вагона с углем. В Китай же отправил несколько десятков составов – всего полторы тысячи вагонов. Одним из основных добытчиков угля в Забайкалье является разрез Уртуйский. Это структурное подразделение АО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» - крупнейшего уранового предприятия в России. ППГХО, в свою очередь, является «дочкой» Атомредзолота. Ранее пресс-служба компании заявила, что уртуйский уголь на экспорт отгружается только в вагоны китайских партнеров. Но при этом забайкальское министерство территориального развития сообщило, что направило в ураново-угольную компанию просьбу снять часть вагонов с экспорта и срочно перебросить их на региональное ЖКХ.
Словом, складывается впечатление, что стороны, говоря простым языком, переводят друг на друга стрелки. Ситуация, тем временем, не разрешается. На этот факт уже обратила внимание прокуратура края. «От организаций железнодорожного транспорта и органов власти поступает противоречивая информация о причинах задержки поставок угля. В связи с этим будет проведена проверка в министерстве территориального развития. Требуется оценка эффективности реализации им полномочий при прохождении отопительного сезона. Также запланировано проведение проверок соблюдения законодательства транспортными организациями и поставщиками топлива», - заявила «Веку» прокурор отдела управления прокуратуры Забайкальского края Евгения Сенотрусова.
Судя по всему, забайкальское правительство ждут кадровые перестановки. Врио Александр Осипов буквально накануне уже объявил выговор министру терразвития Паздникову за провал федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». Минстрой РФ раскритиковал за его невыполнение всего три региона: Забайкалье, а также Карачаево-Черкессию и Кабардино-Балкарию. Если сюда добавится еще ситуация со срывом поставок угля, для Паздникова, видимо, это будет последний промах на посту министра. «Действия слабо организованы. Буду принимать жесткие кадровые решения», - пообещал чиновникам забайкальский врио.