«Эвитерра» из-за демпинга пролетела?

Крупный скандал на рынке онлайн-продаж авиабилетов из-за конфликта между компаниями Eviterra и «Авиа Центр» привел российских туристов к панике. Стороны обвиняют друг друга, в то же время крупный продавец билетов «Эвитерра» остановил работу еще 31 декабря. Эксперты пока только гадают об истинных причинах истории с билетами.

Интернет-сервис по покупке авиабилетов «Эвитерра Трэвел» сообщает, что все еще находится на каникулах - его офис не работает. Как сообщается на сайтах компании и Ассоциации туроператоров России, тем не менее, «Эвитерра» начала принимать претензии от туристов и восстанавливать аннулированные билеты, которые были приобретены на сайте eviterra.com в минувшем году. Из-за этого скандала около 6 тыс. россиян не смогли улететь на отдых с 31 декабря по 9 января, более того, им никто не вернул на банковские карты потраченные деньги. Теперь онлайн-агентство по поиску и продаже авиабилетов обещает все уладить. Билеты с более поздними датами вылета, начиная с 20 января, будут восстанавливаться во вторую очередь. Самостоятельно проверить действительность авиабилетов можно по адресу: www.checkmytrip.com.

В то же время руководство ООО «Авиа Центр», которое занимается продажей авиабилетов через субагентскую сеть, заявляет, что аннулированные билеты восстанавливаются за их счет. Напомним, именно эта компания в конце года и стала инициатором аннулирования. «Понимая всю важность новогодних каникул для граждан РФ, владельцами «Авиа Центра» было самостоятельно принято решение за счет «Авиа Центра» выписать новые билеты для тех пассажиров, чьи аннулированные билеты имели дату вылета с 06 по 20 января, - сообщается на сайте компании. - Вопреки ложным заявлениям «Эвитерры» (офис которой закрыт, сайт и контакт-центр которой не работают) сотрудники ООО «Авиа Центр» с 09:00 до 21:00 ежедневно, начиная со 02 января 2014 года без выходных и праздничных дней работают с пассажирами, которые приобрели билеты на сайте «Эвитерры», устанавливая документально подтвержденные факты оплаты каждого билета».

Потребители недоумевают: зачем в таком случае потребовалось аннулировать около 6 тыс. билетов? В «Авиа Центре» объясняют это неожиданное решение тем, что гендиректор «Эвитерра Трэвел» Николай Заярный информировал партнеров о невозможности расплатиться с ООО за приобретенные авиабилеты. В результате сумма задолженности превысила 200 млн. рублей, причем, этот факт якобы подтвержден соответствующим документом, подписанным обеими сторонами конфликта.

Реклама на веке

«До настоящего момента нам не представлено со стороны ООО «Эвитерра Трэвел» ни одного документа, подтверждающего реальную оплату авиабилетов пассажирами», - сообщает гендиректор «Авиа Центра» Сергей Богачев.

Между тем, 9 января Следственный комитет России (СКР) возбудил уголовное дело в отношении «Эвитерры» по ч. 4 ст. 150 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). Следствию еще предстоит разобраться, куда утекли деньги от проданных в 2013 году билетов. По словам Николая Заярного, аннулирование билетов произошло из-за «дыры в рабочем капитале», что и привело к финансовому конфликту с «Авиа Центром». Среди пострадавших в основном пользователи российских авиалиний - «Аэрофлота», «Трансаэро», «России», S7, говорит Заярный. На сайте компании ранее было размещено сообщение о том, что массовое аннулирование, произведенное АЦ, незаконно.

«При этом «Авиа Центр» проводил возврат билетов, оформленных и полностью оплаченных еще с августа. По нашему мнению, эти действия были неправомерны, поскольку противоречат существующим правилам авиаперевозок: независимо от финансовых взаимоотношений между сторонами по оформлению билетов возврат билетов не может быть произведен без согласия пассажира», - сообщал сайт «Эвитерра Трэвел».

Из-за возникшего в итоге кризиса интернет-портал был вынужден приостановить продажу билетов до лучших времен - пока не разрешится конфликт с партнерами. Как сообщает сайт TOURBUS.RU, «Аэрофлот» в официальном письме владельцам аннулированных билетов заявил о том, что вину за этот скандал он фактически возлагает на «Авиа Центр». «Билеты аннулированы партнером «Эвитерры» - агентством «Авиа Центр», и за разъяснениями обратиться следует в «Авиа Центр». Ситуация сложилась в связи с недобросовестными действиями агентства. Обращаем Ваше внимание, что «Аэрофлот» не имеет отношения к проблемам компании «Эвитерра» и никогда не имел с ней агентского договора», - заявили в авиакомпании.

Билеты в «Эвитерре» клиенты приобретали через интернет-эквайринг - деньги поступали на счет компании в «Промсвязьбанке». В самом банке поспешили опровергнуть информацию о якобы готовящемся возврате средств от деятельности «Эвитерры» и сообщили, что предупреждали компанию заранее о невозможности новых операций по договору с начала 2014 года.

В Ассоциации туроператоров России (АТОР) уверены, что причиной конфликта между партнерами действительно стал долг «Эвитерры Трэвел» перед «Авиа Центром». Cообщается также, что компания продавала около 2 тыс. билетов в день при среднем чеке в $800.

Скандал с авиабилетами и несостоявшимися рейсами привел к тому, что обманутые туристы создали сообщества в соцсетях и оставляют истинные отзывы о работе «Эвитерры» и «Авиа Центра» на сайте eviterra-kidalovo.ru, который появился еще в мае 2013 года. «А кто мне объяснит, зачем надо было аннулировать билеты «Авиа Центру», чтобы сейчас за свой счет их восстанавливать, да еще и часто по более дорогому тарифу?», «Насчет «Эвитерры» было все понятно с самого начала - офис закрыт, никто не вышел на работу. Охрана отказывается давать комментарии… На лицо явные аферисты, которые спрятали голову в песок… Нужно этих людей уже давно под стражей держать. Но мы живем в России, у нас сначала дают вывести нал, сбежать и уже потом объявляют в розыск», «Начнем с бухгалтерии: любой договор на субагентское обслуживание обязывает субагента оплачивать продажу за декаду, соответственно «Эвитерра» перечисляла деньги. Также было распоряжение перед новогодними праздниками оплатить последнюю декаду декабря, также никакой нормальный агент никогда не решит проблему за счет клиентов. В общем, за это лишают лицензии ИАТА, что и должны сделать с «Авиа Центром», - пишут на сайте возмущенные туристы.

Пострадавшие клиенты гадают: из-за чего все-таки мог возникнуть конфликт между компаниями. Выдвигаются несколько возможных версий. Во-первых, «Эвитерра», вероятно, не выдержав конкуренции, решила отложить себе «на пышные похороны». Во-вторых, возможно, менеджмент компании продавал билеты себе в убыток и наращивал денежную массу.

Кстати, с этой точкой зрения отчасти согласны и некоторые конкуренты «Эвитерры». По словам совладельца продавца билетов Anywayanyday Кирилла Подольского, чье мнение приводят «Ведомости», проблемы у компании могли начаться из-за демпинга, она работала в убыток. Он также отмечает - «Эвитерра», ставшая одним из пяти крупнейших игроков, рассчитывала привлечь не только клиентов, но и инвестора. Тем более, что сам Заярный еще в июле 2013 года заявлял: компания ведет переговоры с инвестфондами, надеясь привлечь до $10 млн.

Еще один коллега Подольского согласен: из-за высокой конкуренции на этом рынке многие игроки вынуждены будут уйти, а сам рынок ждет консолидация. Директор интернет-продавца билетов Aviasales.ru Максим Крайнов, в свою очередь, считает, что «Эвитерра» все же залезла в оборотный капитал. В интервью Roem.ru эксперт отметил: компания не обязана сразу переводить деньги консолидатору и может потратить их, например, на собственную рекламу. «Таким образом возникает кассовый разрыв, когда ты начинаешь покрывать траты текущего периода доходами будущих периодов», - подчеркивает Крайнов.

Не исключены и другие версии. Как сообщил «Веку» источник, близкий к отрасли, возможно, «Эвитерру» перестало устраивать сотрудничество с «Авиа Центром», и онлайн-сервис решил сменить партнера. «Не исключено, что АЦ решил таким образом отомстить, фактически перекрыв «Эвитерре» кислород и нанеся удар по репутации. Однако последствия оказались не самыми лучшими и для самого АЦ. «Эвитерра» считалась сильным игроком и, возможно, ее просто «заказали», - говорит собеседник.

В итоге об известном интернет-поисковике авиабилетов фактически заговорили как о банкроте. По данным сайта tourprom.ru, рынок онлайн-туризма в России подошел к насыщению, поэтому игрокам реально приходится работать в более жестких конкурентных условиях, а в 2013 году даже произошел ряд крупных банкротств.

«Я полагаю, что в ситуации с «Эвитеррой» мы имеем дело с банальным банкротством в ситуации кассового разрыва, - сообщил «Веку» экономист Алексей Вязовский. - Обычно такие сервисы, как «Эвитерра», работают следующим образом: покупатель переводит агенту всю сумму за билет с включенными комиссиями, а дальше агент эту сумму, оставив себе некоторую маржу, переводит субагенту (консолидатору). Консолидатор оставляет себе свою часть комиссии, а оставшуюся сумму отправляет авиакомпании. Таким образом, в цепочке - три участника, каждый из которых друг с другом работает по условиям депозита или банковской гарантии. Однако если обороты крупные, депозит может быть минимальным. В случае если агент задерживает переводы (например, из-за проблем с ликвидностью в случае жесткого демпинга по ценам), консолидатор начинает отменять забронированные билеты, давя таким образом на агента. А дальше возникает снежный ком - покупатели начинает массово требовать возврата денег (чарджбек), это еще сильнее ухудшает ситуацию с ликвидностью у агента и так далее».

Отметим, «Эвитерра» занимается поиском и онлайн-продажей авиабилетов с 2011 года. Бренд Eviterra принадлежит компании «Эвитерра Трэвел», которая является 100-процентной «дочкой» британской Eviterra.ink. «Авиа Центр» - компания-консолидатор, через которую с 2005 года с авиакомпаниями работают сервисы наподобие «Эвитерры». Согласно базе «СПАРК-Интерфакс», 20% «Авиа Центра» принадлежит его гендиректору Сергею Богачеву, 80% - Александру Григорьеву.

По данным АТОР, эксперты не готовы пока делать выводы о том, кто из участников конфликта больше виноват в ситуации с авиабилетами. Как пишет на портале Roem.ru адвокат «Эвитерры» Илья Новиков*, «по дальнейшему развитию конфликта возможны два основных сценария. Первый: все-таки будут переговоры и какое-то урегулирование всех сторон со всеми. Здесь нельзя решить ситуацию в какой-то части, потому что все понимают - независимо от того, кто больше виноват, мы выпустили джина из бутылки. Глобальное доверие пассажиров к электронному бронированию и рынку авиабилетов подорвано. Вред уже причинен, и остается только думать, как его минимизировать».

Второй сценарий, по мнению юриста, - судебное разбирательство. «Во-первых, есть очень большой объем взаимных претензий, во-вторых, - очень большое количество пострадавших пассажиров, а в-третьих, уже вмешался Следственный комитет. А там, куда приходит СКР, быстро и просто уже ничего не пойдет», - подчеркивает Новиков.

*
Илья Новиков внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Реклама на веке
Аман Тулеев в очередной раз признан самым влиятельным губернатором Сибири Дары волхвов последний день в Москве