«Есть подозрение, что это продолжение истории с блокировками», — написал он в своем Telegram-канале, предположив, что некто использовал уязвимость в системе Роскомнадзора для внесения в список запрещенных служебные IP-адреса Сбербанка. Кроме того, по словам Бакунова, под блокировку попали многие адреса верификации 3D-Secure, что существенно осложнило совершение интернет- платежей.
Сообщения о том, что клиенты Сбербанка испытывают сложности при попытке рассчитаться картой, начали поступать в пятницу вечером. Впрочем, как выяснилось позже, с проблемами столкнулись клиенты не одного лишь Сбербанка. В частности, о проблемах с проведением оплаты сообщали в «Газпромбанке» и «Альфа-банке». В Райффайзенбанке отмечали, что с проблемами столкнулись владельцы карт от MasterСаrd. В ЮниКредит, в свою очередь, указывали, что проблемы возникают у клиентов, пытающихся расплатиться с помощью POS-терминалов. Проблемы с проведением оплат с карт наблюдались в течении 40 минут.
Версию о том, что причиной сбоя стала хакерская атака, в результате которой возникли проблемы в работе Сбербанка, первым высказал портал «Медуза»*. По версии издании, кто-то из владельцев ресурсов, включенных в «черный список», воспользовался уязвимостью в системе блокировки Роскомнадзора и включил служебные серверы Сбербанка в реестр запрещенных сайтов.
Представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский опроверг информацию о причастности хакеров к сбою в работе систем Сбербанка. Кроме того, Роскомнадзор обратился в МВД с просьбой провести проверку по факту распространения ложной информации о сбоях в работе платежных систем банков. Ведомство к проверке приступило, однако имена лиц, которые могут быть причастны к распространению информации, пока не разглашаются.
В сообщении регулятора по этому поводу отмечалось, что Банк России в курсе нештатной ситуации. Ситуация продолжалась незначительное время и была оперативно устранена, следовало из сообщения.