Выход был найден за счет своеобразного использования франчайзинговых схем.
По инициативе государственных органов создавались всякого рода компании, зарабатывавшие на торговле вразнос квазигосударственной атрибутикой. Одни из них, как скандальная Академия безопасности и охраны порядка (АБОП), прекратили существование, другие работают и сейчас. В их числе — гильдия поставщиков Кремля, которая за умеренную плату позволяет коммерческим организациям использовать в маркетинговых и рекламных кампаниях товарные знаки, принадлежащие Федеральной службе охраны (ФСО).
Ничего противозаконного здесь нет — между гильдией и ФСО заключен договор, тот самый, франчайзинговый. Разумеется, не последнюю роль здесь сыграл тот факт, что гильдию учредила благотворительная общественная организация «Кремль-9», которая, в свою очередь, поддерживает ветеранов ФСО. (Организация известна тем, что в 2007 году получила благотворительный транш на 422 млн руб. от одной из нефтяных компаний) В наблюдательном совете гильдии фигурируют фамилии высокопоставленных чиновников, связанных с ФСО и системой управления Кремлем. Значительное представительство и у Роспотребнадзора: здесь и глава ведомства Онищенко, и его заместитель Кузькин, который имеет и другой «титул»: руководитель Органа по сертификации Системы добровольной сертификации гильдии поставщиков Кремля (интересно, нет ли здесь конфликта интересов — ведь чиновник сертифицирует продукты частных компаний, которые платят за это деньги?).
В этом, собственно, и состоит официальный бизнес гильдии. Они выдают претендентам, заплатившим сумму в несколько миллионов рублей, право называть себя официальным поставщиком Кремля. Чтобы всё выглядело серьезно, товары претендента проходят экспертизу в лабораториях Роспотребнадзора. При этом на самом деле поставлять что-либо в Кремль необязательно. То есть это просто бирюлька наподобие всяких товаров года, только с двуглавым орлом.
И никому бы не мешал этот бизнес, если бы гильдия не стала одним из крупных игроков на рынке отраслевого лоббизма. А когда речь заходит о переделе рынка емкостью в несколько миллиардов долларов, шутки заканчиваются.
Итак, гильдию, наблюдательный совет которой изобилует титулованными чиновными особами, возглавляет скромный калининградский бизнесмен Сергей Васильев, президент корпорации «Союз». Близость двух организаций подчеркивает тот факт, что они прописаны по одному адресу в Москве, в Подсосенском переулке, и то, что заместителем Васильева в обоих конторах является Виталий Зинченко.
Иными словами, гильдия существует не при Кремле, как следует из ее названия, а при корпорации «Союз».Корпорация эта занимается импортом в Россию пальмового масла и производством продуктов на его основе (впрочем, долгие годы и производства никакого не было — одна расфасовка).
Наверняка многие наши читатели ничего не знают о пальмовом масле, хотя регулярно употребляют его в пищу (весьма дискуссионный вопрос о том, насколько оно вредно для организма, оставим специалистам). Оно популярно, например, у пекарей и кондитеров, в первую очередь потому, что оно намного дешевле аналогов, производимых из отечественного сырья.
Рынок масложировой продукции регулируется двумя типами документов — стандартами, включая ГОСТы (добровольная сертификация), и техническим регламентом (имеет статус федерального закона и потому проходит через парламент).
ГОСТы принимает Ростехрегулирование, в структуре которого существует национальный технический комитет (НТК), состоящий, в свою очередь, из профильных, отраслевых технических комитетов. На заседании профильного для масложировой отрасли комитета 238 рассматривались ГОСТы на заменитель молочного жира и пальмовое масло, разработанные с участием гильдии поставщиков Кремля, которые вызвали дружное неприятие отраслевых экспертов. Ведь в соответствии с проектами едва ли не единственным заменителем молочного жира становилось как раз пальмовое масло, а единственным его импортером — корпорация «Союз» (прочие отсекались по весьма экзотическому критерию — требованию перевозки масла в цистернах из нержавеющей стали. А они безумно дороги, их эксплуатацию не потянул бы ни один производитель. И «Союз» бы не потянул, да ему и не надо ничего никуда везти — импорт и переработка происходят прямо в Калининграде. То есть оба ГОСТа, очевидно, написаны под конкретную фирму).
Однако, несмотря на провал на профильном комитете, ГОСТы все же были приняты НТК (недаром возглавлявший Ростехрегулирование Пугачев входил в наблюдательный совет гильдии).
А тут как раз подвернулся процесс разработки техрегламента на масложировую продукцию, причем не для внутреннего российского рынка, а для Таможенного союза, куда также входят Белоруссия и Казахстан.
Для того чтобы стать разработчиком техрегламента, нужно пройти конкурс, который объявляет Министерство сельского хозяйства РФ. На участие в нем заявились ряд физических лиц и организаций. Например, некий студент Самойлов и Масложировой союз, которые предложили выполнить работу бесплатно (это противоречило условиям конкурса, предполагавшим заключение возмездного договора), Московский государственный университет пищевой промышленности (МГУПП), проигравший потому, что предложил самую высокую цену, Союз производителей растительных масел (победитель, в Минсельхозе РФ нам подтвердили, что не сомневаются в компетентности данной организации), а также Институт законодательства и экономики. Эта контора была создана при посредничестве депутата-единоросса Евгения Федорова, который, как легко предположить, входит в наблюдательный совет гильдии поставщиков Кремля (и, кроме того, прописан в Калининградской области — на родине корпорации «Союз»). Вроде как для написания прорывных инновационных законопроектов. Вот и написал проект масложирового техрегламента, правда, руками двух сотрудников… МГУПП. Организацию отстранили от участия в конкурсе из-за неправильно оформленных документов.
Институт пожаловался в ФАС, но было поздно — решение антимонопольного органа поступило в Минсельхоз уже после заключения госконтракта. А тут еще правительство потребовало оперативно передать документы на утверждение Таможенному союзу, чтобы не тормозить процесс экономического воссоединения некогда братских республик. В общем, лоббистский поезд уехал…
Однако депутат Федоров решил это исправить, выбрав объектом пристального интереса, как ни странно, совершенно другие конкурсы на техрегламенты, проведенные Минсельхозом.
Отталкиваясь от рядового, в общем, спора ФАС и Минсельхоза, депутат Федоров и комиссия Госдумы по законодательному обеспечению деятельности организаций с госучастием написали множество обращений в само министерство и в Генеральную прокуратуру, требуя провести дополнительные проверки и предоставить информацию по конкурсам. (До смешного дошло — профильные сотрудники министерства в течение трех месяцев только и делали, что готовили кипы документов для Федорова.) Параллельно на «Компромат.ру» и схожих с ним ресурсах появились «копирочные» статьи, изобличающие сотрудников Минсельхоза как главных проводников коррупционных сил в России.
В беседе с корреспондентом «Новой газеты» Евгений Федоров не скрывал, что тесно сотрудничает с гильдией: «Они входят в систему наших экспертных советов. Это серьезная организация, которая дает серьезные экспертные заключения. У нас порядка 15 экспертных советов по разным законодательным вопросам, техническим регламентам и так далее».
При этом Евгений Федоров уверен, что нет никакого конфликта интересов в том, что он входит в один наблюдательный совет с господами Васильевым и Зинченко. Еще бы — ведь у депутата конфликт с собственной партией. После того как в марте этого года Федоров предложил создать некое «политбюро нации», стоящее над президентом, его идею видные однопартийцы назвали «бредом».
После такого конфуза можно и не попасть в Думу следующего созыва. А зачем, впрочем, если есть корпорация «Союз» и гильдия поставщиков Кремля?