70 лет со дня рождения Саввы Кулиша

70 лет со дня рождения Саввы Кулиша
Сегодня исполняется 70 лет со дня рождения знаменитого режиссера, оператора и сценариста Саввы Кулиша. Он считал себя учеником Михаила Ромма. Савва Кулиш родился в кинематографической семье, будучи сыном знаменитого одесского оператора Якова Кулиша (тот начинал работать ассистентом при самом Сергее Эйзенштейне).

После работы оператором в кино и на телевидении в качестве режиссера Кулиш проходил практику на съемках фильма Ромма Обыкновенный фашизм. И свою первую получасовую документальную картину он смонтировал из остатков фильма Ромма. Кулиш также писал сценарии: Фуэте (1986), мультфильм Дикие лебеди (1987), Трагедия в стиле рок (1988), Железный занавес (1994). В 1990 году снялся в фильме Евгения Евтушенко Похороны Сталина. В последнее время Кулиш работал над крупным проектом Сто фильмов о Москве.

С одной стороны, его принято называть шестидесятником. Но не только из-за романтической экранизации известной пьесы Алексея Арбузова Сказки... сказки... сказки старого Арбата. Для Кулиша шестидесятничество стало одной из магистральных тем. Пражская весна, события весны 1968 во Франции и Германии, волнения в Польше, студенческое антивоенное движение в США второй половины 1960-х, левый взрыв в Латинской Америке и советское диссидентство для него были явлениями одного порядка. С другой стороны, про Кулиша принято говорить как о режиссере, не укладывающемся ни в одни из привычных рамок: ни в традиционный для шестидесятников жанр киноповести, ни в надрывное перестроечное кино, ни в стилистику 1990-х.

Мертвый сезон, снятый в 1968 году, первый и едва ли не самый знаменитый фильм Кулиша, ставший его визитной карточкой и самым популярным политическим детективом советского времени. Основой для сюжета послужили подлинные события: герой картины, советский разведчик Ладейников, получает задание найти нацистского военного преступника доктора Хасса, работающего над секретным психологическим оружием - газом R-H. В Мертвом сезоне Кулиш ввел в отечественный кинематограф новый тип разведчика: вместо высокого, стройного красавца на экране появился обыкновенный усталый человек, выполняющий будничную работу. После роли разведчика Ладейникова об актере Донатасе Банионисе узнала вся страна.

Реклама на веке
Как разместить

Железный занавес, снятый в 1994 году, - предпоследняя работа режиссера. Реалистически-сюрреалистический фильм, который мог снять только шестидесятник, - сказал на премьере Евгений Евтушенко. В основе картины автобиография самого режиссера. Это история юноши Кости Савченко, вернувшегося вместе с родителями в Москву из эвакуации в канун 1947 года.

Судьба героя почти полностью повторяет послевоенную судьбу автора: коммуналка, дворовые мальчишки, раздельное образование в школе, денежная реформа 1947, поступление во ВГИК. Фильм воспринимался как попытка авторской исповеди.

Реклама на веке
Как разместить
В мире кино: в истории семейной драмы переплетается история двух марокканских детей Переписка Вольтера и Екатерины II вернется в Москву
Нецензурные и противоречащие законодательству РФ комментарии удаляются