Активы «АвтоВАЗа» с молотка не пойдут
«АвтоВАЗ» раздумал продавать все непрофильные активы с молотка и решил сдать часть собственности в аренду с последующим правом выкупа, сообщает RBK-daily. По мнению вазовского руководства, новая схема позволит форсировать процесс избавления от ненужного балласта.
«Мы осознаем, что процедура аукциона — процесс длительный, поэтому в ближайшее время готовятся к применению такие способы оптимизации, как аренда с правом выкупа, продажа посредством публичного предложения (оферты), передача в оперативное управление», - рассказала РБК-daily вице-президент «АвтоВАЗа» по корпоративному управлению Полина Гришина. По ее словам, «АвтоВАЗ» также готовит к рассмотрению процедуру, в соответствии с которой государственные органы и социально значимые общественные организации могут иметь приоритетное право покупки объектов по рыночной стоимости без аукциона. Кроме того, автопроизводитель решил исключить из продажного листа некоторые объекты социальной инфраструктуры.
Так, например, по просьбе мэрии Тольятти компания передаст на баланс города здание бывшего детского сада. Похожая судьба ожидает и лыжную базу МСП, которую «АвтоВАЗ» планирует отдать профсоюзу. Этими заявлениями руководство завода фактически признало очевидный для многих факт, что с начала года процесс выхода из непрофильных активов не двинулся дальше декларации о намерениях: торги уже неоднократно переносились, а сам перечень объектов, выставляемых на продажу, корректировался.
«Действительно, сразу продать эти активы за приемлемую цену было бы довольно трудно. Как по причине того, что последствия кризиса ещё не преодолены, и у многих компаний просто нет свободных средств на приобретение. Так и потому, что желающие купить эти активы могли не принимать участие в начальных аукционах, чтобы не платить за активы ту цену, которую хотел бы получить «АвтоВАЗ», а ждать снижения цены», - поделился с «Веком» видением проблемы ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
«К тому же, не исключен вариант при котором этот актив мог быть куплен со спекулятивными целями, а затем перепродан, то есть мало того, что «АвтоВАЗ» лишился бы дохода, так ещё и сам актив мог быть перепрофилирован или вообще ликвидирован, а на его месте было бы сооружено что-то более коммерчески выгодное», - добавил аналитик. Похоже, что после серии безуспешных попыток заработать на собственном спасении в головном офисе тольяттинского автогиганта возобладала линия на то, что избавляться от непрофильного балласта нужно как можно быстрее. Пусть и не удастся выручить за него запланированные 670 млн. рублей, зато, хоть на шее мертвым грузом болтаться не будет. Тем более, что время играет не на стороне «АвтоВАЗа».
Пока завод благодаря программе утилизации впервые за последние годы зарабатывает себе на хлеб с маслом, россыпь объектов, не имеющих отношения к производству автомобилей, оттягивает не себя существенную часть выцарапанной с таким трудом прибыли. А ведь дальше будет хуже. Пора золотых сертификатов, подогревающих спрос на вазовскую «классику» рано или поздно закончится, и «АвтоВАЗ» вновь столкнется с падением продаж и нехваткой оборотных средств. И без того не слишком оптимистичную картину перспектив тольяттинского автогиганта усугубляет ожидаемый рост цен на кузовной сталепрокат.
«Крупнейшие мировые поставщики железной руды повышают цены на свою продукцию и переходят на краткосрочные контракты с потребителями, что оказывает давление на цены на сталь - сталелитейные компании перекладывают повышение цен на своих потребителей», - прокомментировал «Веку» ситуацию ведущий аналитик ИФ «ОЛМА» Антон Старцев. Ожидается, что к июлю металл подорожает на 10-30%.
«Повышение цен поставщиками металлов, вероятно, окажет негативное влияние на показатели рентабельности российских автопроизводителей. Однако влияние этого фактора отчасти может быть компенсировано увеличением продаж по мере роста доходов населения и восстановления спроса. Кроме того, производители могут частично переложить бремя повышения цен на покупателей, повысив цены на свою продукцию», - добавил эксперт.
Собственно говоря, процесс уже идет. С 15 мая LADA Kalina и LADA Priora подорожали соответственно на 0,68% и 1,66%, а LADA Samara и «классика» - сразу на 3%. Проблема лишь в том, что после свертывания программы утилизации рассчитывать на восстановление совокупного спроса заводу особо не приходится. Есть, конечно, вероятность, что чиновники пойдут навстречу и продолжат эксперимент. Однако в условиях растущего дефицита бюджета она сводится к статистической погрешности. С учетом этих обстоятельств эксперты сходятся во мнении, что новая стратегия избавления от балласта является наиболее оптимальной.
«Теперь, при новой схеме реализации активов, из неё будут исключены спекулянты и перепродавцы, сами активы сохранят свой профиль и будут развиваться, а «АвтоВАЗ» будет получать дополнительный доход, и сможет постепенно присматриваться к будущим собственникам активов, отбирая среди них добросовестных. А сами непрофильные активы получат шанс для нового этапа своего развития, и аккуратных арендаторов, которые впоследствии могут стать хозяевами этих активов», - говорит Дмитрий Баранов.
Так, например, по просьбе мэрии Тольятти компания передаст на баланс города здание бывшего детского сада. Похожая судьба ожидает и лыжную базу МСП, которую «АвтоВАЗ» планирует отдать профсоюзу. Этими заявлениями руководство завода фактически признало очевидный для многих факт, что с начала года процесс выхода из непрофильных активов не двинулся дальше декларации о намерениях: торги уже неоднократно переносились, а сам перечень объектов, выставляемых на продажу, корректировался.
«Действительно, сразу продать эти активы за приемлемую цену было бы довольно трудно. Как по причине того, что последствия кризиса ещё не преодолены, и у многих компаний просто нет свободных средств на приобретение. Так и потому, что желающие купить эти активы могли не принимать участие в начальных аукционах, чтобы не платить за активы ту цену, которую хотел бы получить «АвтоВАЗ», а ждать снижения цены», - поделился с «Веком» видением проблемы ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
«К тому же, не исключен вариант при котором этот актив мог быть куплен со спекулятивными целями, а затем перепродан, то есть мало того, что «АвтоВАЗ» лишился бы дохода, так ещё и сам актив мог быть перепрофилирован или вообще ликвидирован, а на его месте было бы сооружено что-то более коммерчески выгодное», - добавил аналитик. Похоже, что после серии безуспешных попыток заработать на собственном спасении в головном офисе тольяттинского автогиганта возобладала линия на то, что избавляться от непрофильного балласта нужно как можно быстрее. Пусть и не удастся выручить за него запланированные 670 млн. рублей, зато, хоть на шее мертвым грузом болтаться не будет. Тем более, что время играет не на стороне «АвтоВАЗа».
Пока завод благодаря программе утилизации впервые за последние годы зарабатывает себе на хлеб с маслом, россыпь объектов, не имеющих отношения к производству автомобилей, оттягивает не себя существенную часть выцарапанной с таким трудом прибыли. А ведь дальше будет хуже. Пора золотых сертификатов, подогревающих спрос на вазовскую «классику» рано или поздно закончится, и «АвтоВАЗ» вновь столкнется с падением продаж и нехваткой оборотных средств. И без того не слишком оптимистичную картину перспектив тольяттинского автогиганта усугубляет ожидаемый рост цен на кузовной сталепрокат.
«Крупнейшие мировые поставщики железной руды повышают цены на свою продукцию и переходят на краткосрочные контракты с потребителями, что оказывает давление на цены на сталь - сталелитейные компании перекладывают повышение цен на своих потребителей», - прокомментировал «Веку» ситуацию ведущий аналитик ИФ «ОЛМА» Антон Старцев. Ожидается, что к июлю металл подорожает на 10-30%.
«Повышение цен поставщиками металлов, вероятно, окажет негативное влияние на показатели рентабельности российских автопроизводителей. Однако влияние этого фактора отчасти может быть компенсировано увеличением продаж по мере роста доходов населения и восстановления спроса. Кроме того, производители могут частично переложить бремя повышения цен на покупателей, повысив цены на свою продукцию», - добавил эксперт.
Собственно говоря, процесс уже идет. С 15 мая LADA Kalina и LADA Priora подорожали соответственно на 0,68% и 1,66%, а LADA Samara и «классика» - сразу на 3%. Проблема лишь в том, что после свертывания программы утилизации рассчитывать на восстановление совокупного спроса заводу особо не приходится. Есть, конечно, вероятность, что чиновники пойдут навстречу и продолжат эксперимент. Однако в условиях растущего дефицита бюджета она сводится к статистической погрешности. С учетом этих обстоятельств эксперты сходятся во мнении, что новая стратегия избавления от балласта является наиболее оптимальной.
«Теперь, при новой схеме реализации активов, из неё будут исключены спекулянты и перепродавцы, сами активы сохранят свой профиль и будут развиваться, а «АвтоВАЗ» будет получать дополнительный доход, и сможет постепенно присматриваться к будущим собственникам активов, отбирая среди них добросовестных. А сами непрофильные активы получат шанс для нового этапа своего развития, и аккуратных арендаторов, которые впоследствии могут стать хозяевами этих активов», - говорит Дмитрий Баранов.