АМС «Луна-25» потерпела крушение и столкнулась с поверхностью спутника Земли
Автоматическая межпланетная станция (АМС) «Луна-25» прекратила свое существование в результате столкновения с поверхностью Луны, сообщили накануне в госкорпорации «Роскосмос».
По информации СМИ, при попытке перехода на «предпосадочную орбиту» вчера днем возникла нештатная ситуация, в результате чего связь с АМС была потеряна и ее не удалось восстановить. По предварительным данным, станция разбилась.
Накануне на сайте «Роскосмоса» появилась следующая информация: «В соответствии с программой полета автоматической станции «Луна-25» 19 августа была предусмотрена выдача импульса для формирования ее предпосадочной эллиптической орбиты. Около 14:57 по московскому времени связь с автоматической станцией прервалась. Реализованные 19 и 20 августа мероприятия по поиску «Луны-25» и вхождению с ней в связь результатов не дали.
По результатам предварительного анализа в связи с отклонением фактических параметров импульса от расчетных автоматическая станция перешла на нерасчетную орбиту и прекратила свое существование в результате столкновения с поверхностью Луны. Вопросами выяснения причин потери «Луны-25» займется специально формируемая межведомственная комиссия».
Между тем, российская автоматическая межпланетная станция «Луна-25» уже успела поработать и с помощью телекамер комплекса СТС-Л осуществила съемку лунной поверхности. Это произошло во время ее полета по круговой орбите естественного спутника Земли. На снимке был запечатлен южный полярный кратер Зееман на обратной стороне Луны, который не видим с Земли, поэтому он по-прежнему вызывает большой интерес у специалистов из разных стран. Фотографии, которые успела сделать российская автоматическая межпланетная станция, добавят уникальную информацию об этой части поверхности Луны.
Кроме того, были проверены уникальные приборы АДРОН-ЛР, АРИЕС-Л и ПмЛ для регистрации микрочастиц, левитирующих у поверхности Луны, и определения параметров окружающей плазмы. С их помощью «Луна-25» провела определенные наблюдения, в результате которых были получены параметры газопылевой экзосферы и окололунной космической плазмы, имеющихся на окололунной орбите. Более того, было произведено измерение потоков гамма-лучей и нейтронов от поверхности Луны. А еще был зарегистрирован удар микрометеорита, возможно, из метеорного потока Персеиды, который был успешно преодолен российским аппаратом во время полета.
Кстати, после старта российской АМС некоторые наблюдатели выдвинули версию о том, что она сможет сделать фотографии посадочных модулей космических кораблей «Аполлон», которые бы подтвердили высадку американских астронавтов на Луну. «Можно было бы подобрать орбиту, чтобы это сфотографировать, но, естественно, она была выбрана не таким образом, а чтобы сесть куда нужно, это была главная задача», - отметил, в свою очередь, ведущий научный сотрудник Института космических исследований (ИКИ) Российской академии наук (РАН) Натан Эйсмонт.
К сожалению, этот полет был завершен не так, как это было задумано российскими специалистами. Впрочем, это далеко не первая авария, которая произошла за десятилетия исследований космического пространства, в том числе касающегося освоения Луны.
Так, 11 апреля 2019 года во время посадки на естественный спутник Земли разбился израильский космический аппарат «Берешит». 7 сентября 2019 года индийская лунная миссия «Чандраян-2» также закончилась неудачей. 25 апреля 2023 года потерпел крушение японский лунный модуль Hakuto-R. 2 мая 2023 года NASA объявила о прекращении миссии кубсата (небольшого зонда) Lunar Flashligh по причине того, что он не смог выйти на окололунную орбиту.
Что касается советской лунной программы, то в период с 1958 года по 1976 год к Луне было запущено 45 станций, и 31 пуск закончился неудачей по разным причинам: от аварии ракеты-носителя до ошибок уже на орбите Луны. Специалисты считают хорошим результатом 50-процентный успех лунной программы, причем это касается не только России, но и других стран (включая США), запускавших свои аппараты к естественному спутнику Земли.
Между тем, у специалистов до сих пор вызывает массу вопросов «освоение американцами Луны». Дело в том, что у них ни разу не был отработан ни старт с этой планеты, ни стыковка на ее орбите, однако шесть раз подряд все прошло «на ура» и только на седьмой случайно взорвался кислородный баллон что, впрочем, не помешало героям-астронавтам облететь Луну и возвратиться на Землю, осуществив мягкую посадку.
Аналитики отмечают основные этапы пилотируемого полета к Луне: старт с Земли, полет до Луны и выход на ее орбиту, расстыковка посадочного модуля, прилунение посадочного модуля, старт с Луны посадочного модуля, выход посадочного модуля на орбиту, согласование орбит «матки» и посадочного модуля, стыковка, траекторный маневр и старт на Землю, полет до Земли и выход на ее орбиту и, наконец, сход с орбиты и приземление. Каждый из этих этапов в то время таил в себе массу неожиданностей и непредвиденных моментов.
Отметим, что эти этапы существенно и в более сложную сторону отличаются от полета непилотируемых межпланетных станций, которые, повторим, достигают успеха приблизительно в 50% случаев. Вспомним хотя бы об обеспечении бесперебойного функционирования систем жизнедеятельности.
Как пишет РИА «Новости», минувшей ночью ряд телеграмм-каналов сообщил о совещании в НПО Лавочкина с участием первого замгендиректора по развитию и перспективным проектам «Роскосмоса» Александра Иванова. По неофициальным данным, аппарат получил «импульс на торможение в полтора раза больше расчетного», что означает сход с орбиты и столкновение с поверхностью.
Выяснением причин крушения российской автоматической межпланетной станции «Луна-25» займется специальная межведомственная комиссия.
Между тем, как пишет сегодня РИА «Новости», основная причина крушения «Луны-25» — нештатная работа корректирующего двигателя, заявил глава «Роскосмоса» Юрий Борисов в эфире телеканала «Россия 24». По его словам, при попытке станции перейти на предпосадочную орбиту двигатель проработал примерно в полтора раза дольше положенного.
«К сожалению, отключение двигателя произошло не штатно, в соответствии с циклограммой, а по временной отсечке, и вместо запланированных 84 секунд он отработал 127 секунд. Это явилось основной причиной аварии аппарата», — заявил Борисов.
Накануне на сайте «Роскосмоса» появилась следующая информация: «В соответствии с программой полета автоматической станции «Луна-25» 19 августа была предусмотрена выдача импульса для формирования ее предпосадочной эллиптической орбиты. Около 14:57 по московскому времени связь с автоматической станцией прервалась. Реализованные 19 и 20 августа мероприятия по поиску «Луны-25» и вхождению с ней в связь результатов не дали.
По результатам предварительного анализа в связи с отклонением фактических параметров импульса от расчетных автоматическая станция перешла на нерасчетную орбиту и прекратила свое существование в результате столкновения с поверхностью Луны. Вопросами выяснения причин потери «Луны-25» займется специально формируемая межведомственная комиссия».
Между тем, российская автоматическая межпланетная станция «Луна-25» уже успела поработать и с помощью телекамер комплекса СТС-Л осуществила съемку лунной поверхности. Это произошло во время ее полета по круговой орбите естественного спутника Земли. На снимке был запечатлен южный полярный кратер Зееман на обратной стороне Луны, который не видим с Земли, поэтому он по-прежнему вызывает большой интерес у специалистов из разных стран. Фотографии, которые успела сделать российская автоматическая межпланетная станция, добавят уникальную информацию об этой части поверхности Луны.
Кроме того, были проверены уникальные приборы АДРОН-ЛР, АРИЕС-Л и ПмЛ для регистрации микрочастиц, левитирующих у поверхности Луны, и определения параметров окружающей плазмы. С их помощью «Луна-25» провела определенные наблюдения, в результате которых были получены параметры газопылевой экзосферы и окололунной космической плазмы, имеющихся на окололунной орбите. Более того, было произведено измерение потоков гамма-лучей и нейтронов от поверхности Луны. А еще был зарегистрирован удар микрометеорита, возможно, из метеорного потока Персеиды, который был успешно преодолен российским аппаратом во время полета.
Кстати, после старта российской АМС некоторые наблюдатели выдвинули версию о том, что она сможет сделать фотографии посадочных модулей космических кораблей «Аполлон», которые бы подтвердили высадку американских астронавтов на Луну. «Можно было бы подобрать орбиту, чтобы это сфотографировать, но, естественно, она была выбрана не таким образом, а чтобы сесть куда нужно, это была главная задача», - отметил, в свою очередь, ведущий научный сотрудник Института космических исследований (ИКИ) Российской академии наук (РАН) Натан Эйсмонт.
К сожалению, этот полет был завершен не так, как это было задумано российскими специалистами. Впрочем, это далеко не первая авария, которая произошла за десятилетия исследований космического пространства, в том числе касающегося освоения Луны.
Так, 11 апреля 2019 года во время посадки на естественный спутник Земли разбился израильский космический аппарат «Берешит». 7 сентября 2019 года индийская лунная миссия «Чандраян-2» также закончилась неудачей. 25 апреля 2023 года потерпел крушение японский лунный модуль Hakuto-R. 2 мая 2023 года NASA объявила о прекращении миссии кубсата (небольшого зонда) Lunar Flashligh по причине того, что он не смог выйти на окололунную орбиту.
Что касается советской лунной программы, то в период с 1958 года по 1976 год к Луне было запущено 45 станций, и 31 пуск закончился неудачей по разным причинам: от аварии ракеты-носителя до ошибок уже на орбите Луны. Специалисты считают хорошим результатом 50-процентный успех лунной программы, причем это касается не только России, но и других стран (включая США), запускавших свои аппараты к естественному спутнику Земли.
Между тем, у специалистов до сих пор вызывает массу вопросов «освоение американцами Луны». Дело в том, что у них ни разу не был отработан ни старт с этой планеты, ни стыковка на ее орбите, однако шесть раз подряд все прошло «на ура» и только на седьмой случайно взорвался кислородный баллон что, впрочем, не помешало героям-астронавтам облететь Луну и возвратиться на Землю, осуществив мягкую посадку.
Аналитики отмечают основные этапы пилотируемого полета к Луне: старт с Земли, полет до Луны и выход на ее орбиту, расстыковка посадочного модуля, прилунение посадочного модуля, старт с Луны посадочного модуля, выход посадочного модуля на орбиту, согласование орбит «матки» и посадочного модуля, стыковка, траекторный маневр и старт на Землю, полет до Земли и выход на ее орбиту и, наконец, сход с орбиты и приземление. Каждый из этих этапов в то время таил в себе массу неожиданностей и непредвиденных моментов.
Отметим, что эти этапы существенно и в более сложную сторону отличаются от полета непилотируемых межпланетных станций, которые, повторим, достигают успеха приблизительно в 50% случаев. Вспомним хотя бы об обеспечении бесперебойного функционирования систем жизнедеятельности.
Как пишет РИА «Новости», минувшей ночью ряд телеграмм-каналов сообщил о совещании в НПО Лавочкина с участием первого замгендиректора по развитию и перспективным проектам «Роскосмоса» Александра Иванова. По неофициальным данным, аппарат получил «импульс на торможение в полтора раза больше расчетного», что означает сход с орбиты и столкновение с поверхностью.
Выяснением причин крушения российской автоматической межпланетной станции «Луна-25» займется специальная межведомственная комиссия.
Между тем, как пишет сегодня РИА «Новости», основная причина крушения «Луны-25» — нештатная работа корректирующего двигателя, заявил глава «Роскосмоса» Юрий Борисов в эфире телеканала «Россия 24». По его словам, при попытке станции перейти на предпосадочную орбиту двигатель проработал примерно в полтора раза дольше положенного.
«К сожалению, отключение двигателя произошло не штатно, в соответствии с циклограммой, а по временной отсечке, и вместо запланированных 84 секунд он отработал 127 секунд. Это явилось основной причиной аварии аппарата», — заявил Борисов.