На Ямале совершенствуется образование для особых детей
В Салехарде состоялось заседание коллегии окружного департамента образования, в ходе которого обсуждался вопрос доступности образования для детей с особыми образовательными потребностями.
Кроме того, на коллегии были подведены итоги государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования.
Специалисты отмечают, что сегодня на Ямале разработаны и приняты нормативные правовые акты, направленные на создание особых условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Нормативная база предусматривает организацию медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации, как в дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида, так и в центрах развития ребенка, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и классах, а также в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
По информации ведомства, для особых ямальских детей в дошкольных образовательных учреждениях округа функционирует 29 коррекционных, пять комбинированных и 12 групп кратковременного пребывания, которые посещают 147 детей данной категории. Кроме того, 94 ребенка осваивают программу дошкольного образования в 76 группах общеразвивающей направленности. В четырех специальных (коррекционных) образовательных учреждениях обучается 379 детей с ограниченными возможностями здоровья, 2289 особых детей обучаются на базе общеобразовательных школ, а для 304 детей с ограничениями в здоровье, обучающихся на дому, созданы условия для частичной инклюзии.
В системе профессионального образования Ямала 114 человек данной категории обучаются профессиям воспитателя ДОУ, педагога дополнительного образования, бухгалтера, оператора ЭВМ, автомеханика, монтажника санитарно-технических и вентиляционных систем, мастера столярно-плотничных и паркетных работ, мастера строительных отделочных работ, портного.
Кроме того, в округе продолжается работа по организации дистанционной формы обучения детей, которые в силу своего заболевания не могут посещать образовательное учреждение. Так, на 1 октября в регионе функционирует шесть центров дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в которых работает 147 специально подготовленных учителей. В центрах организовано 48 рабочих мест для педагогов и 117 рабочих мест для детей по месту их проживания, которые оснащены специальным компьютерным, телекоммуникационным, учебным оборудованием и программным обеспечением, а также 98 родителей обучены организации дистанционного образования.
В ходе обсуждения участники заседания озвучили ряд предложений по доработке окружной нормативной правовой базы, регламентирующей обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного (инклюзивного) образования. Есть вопросы по обеспечению образовательных учреждений квалифицированными специалистами узкой направленности (дефектологи, сурдопедагоги, логопеды, психологи), комплексному медико-психолого-педагогическому сопровождению особых детей и их профессиональной ориентации.
Как подчеркнул заместитель директора окружного департамента, начальник управления региональной политики в сфере образования Алексей Благинин, на Ямале необходимо создать постоянно действующую медико-психолого-педагогическую комиссию, которая будет заниматься организацией комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. «В округе создана действующая сеть дистанционного обучения, которая позволяет, в том числе, проводить вебинары и заседания медико-психолого-педагогической комиссии в режиме он-лайн, организовать регулярные консультации тифлопедагогов, сурдопедагогов и других специалистов узкой направленности, то есть обеспечить методическое сопровождение проводимой работы», - сказал он.
Отметим, в настоящее время одним из наиболее популярных сервисов вебинаров и веб-конференций является платформа Cisco Webex, позволяющая проводить практически любые онлайн-мероприятия. Чтобы узнать больше о Cisco Webex, необходимо перейти на сайт компании.
Также замдиректора отметил, что Ямал – одна из немногих территорий России, где на региональном уровне принято Положение об инклюзивном образовании и есть порядок дистанционного образования, а по итогам заседания коллегии данные документы будут доработаны с учетом прозвучавших предложений от муниципалитетов.
При обсуждении итогов государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования было отмечено, что в последние годы на Ямале удалось отработать организационно-управленческий механизм по подготовке и проведению ЕГЭ. Кроме того, к ЕГЭ привлечены представители системы профобразования, расширено участие общественных наблюдателей, обеспечена доступность информации о результатах экзамена и апробирована технология видеоконференцсвязи при рассмотрении апелляций.
В целом уровень освоения Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, необходимый для получения аттестата ямальскими выпускниками текущего года, составляет по русскому языку 98,9% и по математике – 98,5%. Средний тестовый балл на Ямале по пяти предметам (географии, информатике, истории, литературе и русскому языку) превышает аналогичные показатели по России. Получив свидетельство о результатах ЕГЭ по трем и более предметам, 80,4% выпускников получили шанс для зачисления на выбранную специальность в учреждения профессионального образования.
При этом в округе отмечается снижение количества выпускников, преодолевших минимальный порог по географии, физике, химии, обществознанию, биологии, информатике и ИКТ. Не получили аттестат о среднем (полном) общем образовании 2,4% от общего количества выпускников, допущенных к экзаменам.
Участники заседания обсудили меры, которые необходимы для совершенствования подготовки школьников к государственной итоговой аттестации в образовательных учреждениях, которые на протяжении ряда лет имеют самые низкие по региону результаты выпускников.
Как стало известно "Веку", подводя итоги заседания, первый заместитель руководителя ведомства Сергей Бойченко предложил органам местного самоуправления внести дополнения в проекты решения коллегии окружного департамента образования, чтобы продолжить совместную работу по решению проблем, прозвучавших во время обсуждения. Также он напомнил, что на региональном уровне обязателен к проведению мониторинг работы образовательных учреждений, которые дают стабильно низкие результаты в обучении. «Мониторинг проводится не для применения мер наказания, а для принятия управленческих решений, способствующих выравниванию ситуации и обеспечению прав детей на получение качественного образования. Если в педагогических коллективах есть понимание проблем и готовность активно работать по преодолению сложившейся ситуации, департамент образования округа готов предоставить методическую, финансовую и организационную помощь в их решении», - подчеркнул Сергей Бойченко.
Специалисты отмечают, что сегодня на Ямале разработаны и приняты нормативные правовые акты, направленные на создание особых условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Нормативная база предусматривает организацию медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации, как в дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида, так и в центрах развития ребенка, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и классах, а также в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
По информации ведомства, для особых ямальских детей в дошкольных образовательных учреждениях округа функционирует 29 коррекционных, пять комбинированных и 12 групп кратковременного пребывания, которые посещают 147 детей данной категории. Кроме того, 94 ребенка осваивают программу дошкольного образования в 76 группах общеразвивающей направленности. В четырех специальных (коррекционных) образовательных учреждениях обучается 379 детей с ограниченными возможностями здоровья, 2289 особых детей обучаются на базе общеобразовательных школ, а для 304 детей с ограничениями в здоровье, обучающихся на дому, созданы условия для частичной инклюзии.
В системе профессионального образования Ямала 114 человек данной категории обучаются профессиям воспитателя ДОУ, педагога дополнительного образования, бухгалтера, оператора ЭВМ, автомеханика, монтажника санитарно-технических и вентиляционных систем, мастера столярно-плотничных и паркетных работ, мастера строительных отделочных работ, портного.
Кроме того, в округе продолжается работа по организации дистанционной формы обучения детей, которые в силу своего заболевания не могут посещать образовательное учреждение. Так, на 1 октября в регионе функционирует шесть центров дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в которых работает 147 специально подготовленных учителей. В центрах организовано 48 рабочих мест для педагогов и 117 рабочих мест для детей по месту их проживания, которые оснащены специальным компьютерным, телекоммуникационным, учебным оборудованием и программным обеспечением, а также 98 родителей обучены организации дистанционного образования.
В ходе обсуждения участники заседания озвучили ряд предложений по доработке окружной нормативной правовой базы, регламентирующей обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного (инклюзивного) образования. Есть вопросы по обеспечению образовательных учреждений квалифицированными специалистами узкой направленности (дефектологи, сурдопедагоги, логопеды, психологи), комплексному медико-психолого-педагогическому сопровождению особых детей и их профессиональной ориентации.
Как подчеркнул заместитель директора окружного департамента, начальник управления региональной политики в сфере образования Алексей Благинин, на Ямале необходимо создать постоянно действующую медико-психолого-педагогическую комиссию, которая будет заниматься организацией комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. «В округе создана действующая сеть дистанционного обучения, которая позволяет, в том числе, проводить вебинары и заседания медико-психолого-педагогической комиссии в режиме он-лайн, организовать регулярные консультации тифлопедагогов, сурдопедагогов и других специалистов узкой направленности, то есть обеспечить методическое сопровождение проводимой работы», - сказал он.
Отметим, в настоящее время одним из наиболее популярных сервисов вебинаров и веб-конференций является платформа Cisco Webex, позволяющая проводить практически любые онлайн-мероприятия. Чтобы узнать больше о Cisco Webex, необходимо перейти на сайт компании.
Также замдиректора отметил, что Ямал – одна из немногих территорий России, где на региональном уровне принято Положение об инклюзивном образовании и есть порядок дистанционного образования, а по итогам заседания коллегии данные документы будут доработаны с учетом прозвучавших предложений от муниципалитетов.
При обсуждении итогов государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования было отмечено, что в последние годы на Ямале удалось отработать организационно-управленческий механизм по подготовке и проведению ЕГЭ. Кроме того, к ЕГЭ привлечены представители системы профобразования, расширено участие общественных наблюдателей, обеспечена доступность информации о результатах экзамена и апробирована технология видеоконференцсвязи при рассмотрении апелляций.
В целом уровень освоения Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, необходимый для получения аттестата ямальскими выпускниками текущего года, составляет по русскому языку 98,9% и по математике – 98,5%. Средний тестовый балл на Ямале по пяти предметам (географии, информатике, истории, литературе и русскому языку) превышает аналогичные показатели по России. Получив свидетельство о результатах ЕГЭ по трем и более предметам, 80,4% выпускников получили шанс для зачисления на выбранную специальность в учреждения профессионального образования.
При этом в округе отмечается снижение количества выпускников, преодолевших минимальный порог по географии, физике, химии, обществознанию, биологии, информатике и ИКТ. Не получили аттестат о среднем (полном) общем образовании 2,4% от общего количества выпускников, допущенных к экзаменам.
Участники заседания обсудили меры, которые необходимы для совершенствования подготовки школьников к государственной итоговой аттестации в образовательных учреждениях, которые на протяжении ряда лет имеют самые низкие по региону результаты выпускников.
Как стало известно "Веку", подводя итоги заседания, первый заместитель руководителя ведомства Сергей Бойченко предложил органам местного самоуправления внести дополнения в проекты решения коллегии окружного департамента образования, чтобы продолжить совместную работу по решению проблем, прозвучавших во время обсуждения. Также он напомнил, что на региональном уровне обязателен к проведению мониторинг работы образовательных учреждений, которые дают стабильно низкие результаты в обучении. «Мониторинг проводится не для применения мер наказания, а для принятия управленческих решений, способствующих выравниванию ситуации и обеспечению прав детей на получение качественного образования. Если в педагогических коллективах есть понимание проблем и готовность активно работать по преодолению сложившейся ситуации, департамент образования округа готов предоставить методическую, финансовую и организационную помощь в их решении», - подчеркнул Сергей Бойченко.