Реклама под контролем
Условия размещения рекламных конструкций в общественных местах разъяснила ФАС своим территориальным управлениям. В соответствии с этим объемы пакетов на «популярные» щиты значительно сократятся. Соответствующее письмо по поводу размещения рекламных конструкций подписал заместитель главы ФАС Андрей Кашеваров.
Документ адресован территориальным управлениям Федеральной антимонопольной службы и разъясняет правила организации и проведения торгов на право установки и эксплуатации рекламных конструкций.
Так, в торгах могут принимать участие только компании, контролирующие менее 35% рынка наружной рекламы в муниципальном образовании. Ведомство уточнило, что доля рынка определяется по общей площади информационных полей рекламоносителей, на которые к моменту проведения торгов имеются разрешения. При этом глава ФАС Игорь Артемьев ранее заявлял, что его ведомство намерено в судебном порядке преследовать операторов наружной рекламы, занимающих свыше 35% рынка отдельных муниципальных образований и использующих офшоры для сокрытия своей реальной доли на рынке при скупке рекламных мест на торгах.
Еще одним условием является то, что рекламные места нельзя выставлять на торги одним лотом. ФАС отмечает, что в законе «О рекламе» нет ограничений по порядку формирования лотов, однако толкование ст. 19 позволяет определить, что на торги не допускаются лоты, составляющие 35% и более от суммарной площади информационных полей рекламных конструкций, имеющих действующие разрешения на установку.
Между тем, стартовая цена лотов законом «О рекламе» не регулируется. Однако ФАС напомнила, что необоснованно высокая стартовая цена, ограничивающая доступ к торгам, будет рассматриваться как создание преимущественных условий, что законодательно запрещено.
Отечественные операторы наружной рекламы ранее обращались с жалобами в ФАС, отмечая, что стартовая цена в аукционе занижена по отношению к реальной доходности конструкций, и, в то же время, объединение их в один лот приводит к тому, что совокупная цена слишком высока для участия большинства российских профильных компаний.
Стоит отметить, что среди торгов по наружной рекламе, состоявшихся за последний год в разных регионах, наиболее близкими к букве закона опрошенные эксперты называют конкурсы, прошедшие в конце 2011 года в Ленинском районе Московской области. Их провела администрация Ленинского муниципального района, разыгравшая 950 рекламных мест, объединенных в 46 лотов.
«Для представителей малого бизнеса были подготовлены небольшие лоты, включавшие 1-5 мест, отдельно шли места, предназначенные для установки современных высокотехнологичных рекламных видеоэкранов, - отметил глава «Сервис-Плюса» Григорий Безгин. - В итоге удалось сохранить конкурентную среду, так как компаний-победителей было два десятка». Кроме того, генеральный управляющий компании «Биг Борд» Руслан Желудик называл преимуществом торгов в Ленинском районе конкурсную, а не аукционную схему проведения. «Конкурс позволяет сделать выполнение компаниями-победителями социальной нагрузки одним из ключевых условий торгов наряду с оптимальным ценовым предложением», - отметил он.
«Проектом правил не предусмотрен реальный контроль за долей рынка, которую занимают группы лиц, скрытые в офшорах, что делает невозможным соблюдение ограничения в 35%», - сообщил агентству «Прайм» исполнительный секретарь отраслевого отделения по рекламе «Деловой России» Дмитрий Крючков. Он добавил, что представляется обоснованным исключение участия в торгах предприятий, реальные собственники которых скрываются в офшорах.
«Совершенно очевидно, что правила были «сырыми» и такими и остаются. С другой стороны, мы видим со стороны самого регулятора попытки сделать серьезный документ, может быть, через месяц-два мы увидим новый документ, потому что этот вариант дорабатывать бессмысленно», - сообщил агентству «Прайм» заместитель гендиректора компании «ГБ Аутдор» Александр Каспирович. По его словам, текущая версия документа устарела по юридическим качествам на двадцать лет и относится к рыночным реалиям девяностых годов.
Так, в торгах могут принимать участие только компании, контролирующие менее 35% рынка наружной рекламы в муниципальном образовании. Ведомство уточнило, что доля рынка определяется по общей площади информационных полей рекламоносителей, на которые к моменту проведения торгов имеются разрешения. При этом глава ФАС Игорь Артемьев ранее заявлял, что его ведомство намерено в судебном порядке преследовать операторов наружной рекламы, занимающих свыше 35% рынка отдельных муниципальных образований и использующих офшоры для сокрытия своей реальной доли на рынке при скупке рекламных мест на торгах.
Еще одним условием является то, что рекламные места нельзя выставлять на торги одним лотом. ФАС отмечает, что в законе «О рекламе» нет ограничений по порядку формирования лотов, однако толкование ст. 19 позволяет определить, что на торги не допускаются лоты, составляющие 35% и более от суммарной площади информационных полей рекламных конструкций, имеющих действующие разрешения на установку.
Между тем, стартовая цена лотов законом «О рекламе» не регулируется. Однако ФАС напомнила, что необоснованно высокая стартовая цена, ограничивающая доступ к торгам, будет рассматриваться как создание преимущественных условий, что законодательно запрещено.
Отечественные операторы наружной рекламы ранее обращались с жалобами в ФАС, отмечая, что стартовая цена в аукционе занижена по отношению к реальной доходности конструкций, и, в то же время, объединение их в один лот приводит к тому, что совокупная цена слишком высока для участия большинства российских профильных компаний.
Стоит отметить, что среди торгов по наружной рекламе, состоявшихся за последний год в разных регионах, наиболее близкими к букве закона опрошенные эксперты называют конкурсы, прошедшие в конце 2011 года в Ленинском районе Московской области. Их провела администрация Ленинского муниципального района, разыгравшая 950 рекламных мест, объединенных в 46 лотов.
«Для представителей малого бизнеса были подготовлены небольшие лоты, включавшие 1-5 мест, отдельно шли места, предназначенные для установки современных высокотехнологичных рекламных видеоэкранов, - отметил глава «Сервис-Плюса» Григорий Безгин. - В итоге удалось сохранить конкурентную среду, так как компаний-победителей было два десятка». Кроме того, генеральный управляющий компании «Биг Борд» Руслан Желудик называл преимуществом торгов в Ленинском районе конкурсную, а не аукционную схему проведения. «Конкурс позволяет сделать выполнение компаниями-победителями социальной нагрузки одним из ключевых условий торгов наряду с оптимальным ценовым предложением», - отметил он.
«Проектом правил не предусмотрен реальный контроль за долей рынка, которую занимают группы лиц, скрытые в офшорах, что делает невозможным соблюдение ограничения в 35%», - сообщил агентству «Прайм» исполнительный секретарь отраслевого отделения по рекламе «Деловой России» Дмитрий Крючков. Он добавил, что представляется обоснованным исключение участия в торгах предприятий, реальные собственники которых скрываются в офшорах.
«Совершенно очевидно, что правила были «сырыми» и такими и остаются. С другой стороны, мы видим со стороны самого регулятора попытки сделать серьезный документ, может быть, через месяц-два мы увидим новый документ, потому что этот вариант дорабатывать бессмысленно», - сообщил агентству «Прайм» заместитель гендиректора компании «ГБ Аутдор» Александр Каспирович. По его словам, текущая версия документа устарела по юридическим качествам на двадцать лет и относится к рыночным реалиям девяностых годов.