И вот архангельские депутаты создали прецедент. На голосовании в областном законодательном собрании с треском провалился ни кто иной, как бывший секретарь СНГ, бывший министр внутренних дел РФ Владимир Рушайло. (Кстати, сразу после несостоявшегося утверждения Рушайло местным политикам запретили рассказывать о скандале, объявив голосование незаконным).
А начиналось все достаточно тихо, мирно и спокойно, ничто не предвещало скандала. Председатель законодательного собрания области Виталий Фортыгин внес кандидатуру Владимира Рушайло. В качестве плюса кремлевского протеже спикер отметил, что генерал – человек в московских кругах не новый и ему не придется долго входить в курс дела. Подразумевалось, что Рушайло сможет лоббировать интересы области в Совете Федерации. Не секрет, что от многих регионов в российский «сенат» выдвигаются «генералы», в прямом и переносном смысле этого слова, часто имеющие весьма смутное представление о территории, чьи интересы в Совете Федерации им предстоит отстаивать. Часто к этим генералам подходит меткий русский эпитет «свадебные». И они, в свою очередь, используют плацдарм в мироновской палате для лоббирования интересов собственного бизнеса. Может, опасность такого варианта и насторожила архангельских депутатов? Или последней каплей стало то, что с большинством народных избранников никто даже не консультировался по персоне Рушайло, о чем заявило несколько архангельских депутатов?
После проведенного в соответствии с регламентом тайного голосования депутаты вернулись в зал и были готовы заслушать его результаты. Но спикер Фортыгин неожиданно объявил состоявшееся голосование нелегитимным. Депутаты так и не смогли настоять на том, чтобы итоги голосования были объявлены. Однако, по имеющейся у нас информации, за Рушайло проголосовали всего 22 депутата, а для утверждения его кандидатуры необходимо согласие больше половины состава парламента, то есть как минимум 31 голос. Кстати, Архангельская область стала тем местом, куда Москва на протяжении последнего полугода пытается сослать видных федеральных отставников. На вакантное кресло сенатора от заксобрания претендовал, к примеру, бывший глава ЦИКа Александр Вешняков.
Очевидно, такие откровенные попытки «пристроить» на тепленькое местечко кого-то из своих, без учета специфики региона, ярко характеризующие «медвежью» кадровую политику уже встречают явное сопротивление вроде бы послушных и «причесанных» региональных законодательных собраний. Архангельская область создала прецедент, который вполне может повториться и в других регионах России. И только тогда наше сверхцентрализованное государство может стать действительно федеративным.