Национальная ассоциация грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» обратилась к первым лицам страны – главе государства Владимиру Путину, премьер-министру Дмитрию Медведеву, а также руководителям Минсельхоза, Минтранса и антимонопольной службы страны с жалобой на действия сельхозпроизводителей, которые систематически перегружают зафрахтованные фуры. Чтобы сэкономить на транспортных расходах, аграрные компании по факту загружают в полуприцепы в 2-3 раза больше продукции, нежели позволяет грузоподъемность автомобиля, причем в документах перегруз зачастую не фиксируются. Заранее наниматели требуют от владельцев транспорта дать разрешение на возможные перегрузы.
Выявлять перегруженные фуры контролирующие ведомства должны на пунктах весового контроля, однако массовые взвешивания не проводятся, что говорит о наличии коррупционных механизмов. В свою очередь, владельцы фур соглашаются с перегрузами, не желая утратить контракты. Как следствие, автомобили быстрее ломаются, а штрафы за выявленные перегрузы платят перевозчики. Парк стремительно изнашивается, а добросовестно работающие компании вынуждены покидать рынок. В «Грузавтотрансе» считают, что государство должно ужесточить весовой контроль за перевозками зерна и других сыпучих материалов.
Как отметил в беседе с «КоммерсантЪ» глава ассоциации Владимир Матягин, чаще всего недобросовестные аграрии перегружают полуприцепы, принадлежащие малым перевозчикам, в парке которых находится до 10 машин. В южных регионах России фуры фрахтуются по тарифу до 1,35 рублей за тонну груза за километр пробега, и перевозчики вынуждены перевозить больше зерна, чем позволяет грузоподъемность, дабы отбить затраты на топливо и ремонтные работы. Матягин поясняет, за перевезенные на 100 км законные 20 тонн зерна перевозчик получит 2,7 тыс. рублей, а если полуприцеп возьмет 60 тонн груза – уже 7,8 тыс. рублей.
Директор «Совэкона» Андрей Сизов говорит, проблема перегруза фур зерном масштабна. Порядка 50% сельхозпродукции в России перевозится автомобилями. А представитель СЕО Smartseeds (IT-платформа для автоматизации перевозок сельхозгрузов) Кирилл Подольский уверен, в стране существуют сложившиеся тарифы на взятки за перегруз.