«Санкт-Петербург», который пришел к нам в конце 2022 года, в 2023-м, сейчас, насколько вы знаете, мы его обратно отдали государству. Теперь это самостоятельная единица заводская», - сообщил во время проводимой конференции аналитического агентства «Автостат» вице-президент по продажам и маркетингу автопроизводителя Дмитрий Костромин.
СМИ сообщают, что завод вернулся в собственность ГНЦ РФ ФГУП «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (НАМИ), который, как известно, подведомственен Министерству промышленности и торговли РФ. Собственно, НАМИ еще в 2022 году и выкупил завод у Nissan за символическую цену и с опционом обратного выкупа в течение шести лет.
В экспертном сообществе отмечают, что смена собственника этого предприятия нужна для «ухода от санкционных рисков». Примечательно, что АвтоВАЗ и его новый китайский партнер Chery готовят завод к перезапуску, а в дальнейшем это предприятие либо останется в государственной собственности и уже на своей площадке организует контрактную сборку для Chery, либо НАМИ передаст завод в оперативное управление своим китайским партнерам.
Напомним, в самом конце января текущего года предприятие «Автозавод Санкт-Петербург» представило новый бренд будущих автомобилей, которые начнут собирать на сборочной линии XCITE. Подтверждается, что завод будет перезапущен в сотрудничестве с международными партнерами, а старт продаж готовой продукции предполагается уже весной этого года. Кстати, Дмитрий Костромин отметил, что модель Lada X-cross 5, датой выпуска которой так интересуется потребитель, находится в дальнейшей проработке.
Известно, что актив, а это 99% долей завода, перешел АвтоВАЗу в феврале 2023 года, и уже в июне на предприятии начали собирать машины под брендом Lada X-cross 5 (ребрендинговый китайский автомобиль FAW Bestune T77). Также известно, что запустить продажи производитель обещал «ближе к концу» прошлого года, однако этого пока, к сожалению, не произошло. Примечательно, что в самом начале 2024 года президент АвтоВАЗа Максим Соколов сообщил о том, что «было собрано всего 170 автомобилей, которые разошлись по корпоративным клиентам».
Напомним, что еще в прошлом году АвтоВАЗ подтвердил намерение выпускать более 400 тыс. автомобилей в год. Тогда только за один июль 2023 года российский автопроизводитель собрал около 32 тыс. автомобилей и машинокомплектов, что, кстати, стало наиболее высоким показателем месячного выпуска подобной продукции начиная с марта 2022 года.
Конечно, приятен сам факт того, что российский рынок легковых автомобилей в 2023 году вырос на 69% (было продано 1,06 млн. новых машин). Более 50% продаж пришлись на три марки - китайские Haval и Chery, а также российскую Lada. Более того, по итогам прошлого год, на продажи китайских брендов пришелся 51% авторынка, а на российские уже 33%. Однако, по данным за январь 2024 года, на долю китайских автомобилей приходится уже не менее 60% автопродаж в России.