«Аэрофлот» «спрятался»?

Социальные сети обвинили авиакомпанию в том, что, экономя на страховых выплатах пассажирам, погибшим и пострадавшим в катастрофе с аварийной посадкой самолета рейса SU1492 в Шереметьево, «Аэрофлот» тратит миллионы рублей на пиар, пытаясь завуалировать свою причастность к трагедии.

Аэропорт Шереметьево вдруг возмутился поведением неких должностных лиц, которые, «находясь при исполнении обязанностей в служебной зоне аэропорта, снимали происходящее на камеры мобильного телефона, допуская непозволительное поведение, порочащее профессиональную честь и человеческое достоинство».

В то же время уже несколько дней идет странная дискуссия о пассажирах бизнес-класса сгоревшего SSJ-100, которые эвакуировались со своими чемоданами. Мол, если бы не они, может, и жертв трагедии было бы меньше.

Не беремся судить о морали пассажиров, тащивших свои шмотки из бизнес-класса, тем более, что очевидцы не помнят о том, предупреждал ли экипаж пассажиров, что брать багаж при эвакуации запрещено. Тем более непонятно, какие могут быть претензии, что к пассажирам, что к неизвестным пока должностным лицам, если сразу после трагедии представители экстренных служб и «Аэрофлота» оперативно отчитались об образцово-показательной эвакуации за 55 секунд всех 78 пассажиров самолета? При этом даже в этих первых победных реляциях название авиакомпании почему-то не фигурировало.

Реклама на веке

«Аэрофлот» «спрятался»?

А вскоре вообще стала заметна одна странность: при нарастающей критике, что в СМИ, что в соцсетях самолетов семейства SSJ-100 как-то стыдливо стала замалчиваться авиакомпания, которой принадлежал сгоревший лайнер.

Например, Ксения Собчак разразилась гневным постом в адрес Суперджета с призывом никогда не летать на SSJ-100. На что один из телеграмм-каналов ехидно спросил экс-политика и теледиву: «Вопрос к Ксении Анатольевне, как бренд-амбассадору «Аэрофлота»: скажите, а что за авиакомпания-то была? Почему об этом ни слова?»

К агрессивной атаке на Суперджет подключились и некоторые СМИ, вновь тщательно обходившие название авиакомпании и ее роль в случившемся.

На это сразу же обратили внимание и соцсети. «Отдельно хотим отметить, что издание Лента.ру в новостях о катастрофе не упоминает «Аэрофлот», поскольку, вероятно, на него стоит блок», - уже вскоре после катастрофы отметил телеграм-канал «Караульный». Затем тот же «Караульный» со ссылкой на телеграм-канал «Футляр от виолончели» заявил, что «директор компании Виталий Савельев оплатил молчание прессы о своей роли в катастрофе. За деньги издатель Александр Мамут запретил журналистам сайтов Лента.ру и Газета.ру упоминать «Аэрофлот» в статьях о гибели пассажиров Sukhoi Superjet 100».

Впрочем, история эта вполне легальная. Как отмечается, «Аэрофлот» официально массово заключает рекламные контракты с российскими СМИ. Например, в 2018 году их общая стоимость составила свыше 260 млн. рублей. В списке партнеров — «Интерфакс», «Лента», «АиФ», Kp.ru.

На 2019 год, например, были подписаны договора с «Коммерсантом» (43 млн. рублей), «Маяком» и «Вестями.фм» (18 млн. рублей).

Недавно «Аэрофлот» разместил новый контракт на «Оказание услуг по адаптации и размещению рекламы в рамках трансляции телевизионных программ «Международная пилорама» на телеканале НТВ и «Politicking with Larry King» на телеканале «RT America»/RT International». Стоимость контракта 300 млн. рублей.

Кстати, и на заявление телеграмм-канала «Небожена», который гласит следующее: «Прям вижу, как завтра Аэрофлот начнет спасать свою репутацию: размещением откровенной заказухи у селебрити, как делает Emirates, но гораздо бесстыжей. Ждем постов о том, насколько комфортен бизнес-класс Аэрофлота от Олечки Бузовой — шанс спастись при неудачной посадке Суперждета выше, чем в хвостовой части», есть вполне официальный ответ.

Еще 22 марта «Аэрофлот» на открытом тендере на оказание услуг «по созданию коммуникационной стратегии для работы в российских соцсетях и комплексному продвижению ПАО «Аэрофлот» в сети Интернет в России, что включает подготовку фото- и текстового контента для продвижения, продвижение услуг Заказчика на страницах лидеров общественного мнения в социальных сетях...» - выбрал подрядчика - агентство «Марком», которым управляет некто Сергей Моисеев. Стоимость его услуг - 33 млн. рублей за год. Это самая низкая цена на тендере «Аэрофлота» из предложенных. Считается, что именно под управлением «Маркома» «Инстаграм* авиакомпании наводнили боты, которые под постом с соболезнованиями кинулись нализывать, как похорошел перевозчик при Виталии Савельеве», сообщает канал «Беспощадный пиарщик».

И, действительно, боты не заставили себя долго ждать.

«Аэрофлот» «спрятался»?

Конечно, Ксения Собчак, Василий Уткин или Дмитрий Песков, которого некоторые также записали в защитники «Аэрофлота», вряд ли проходят по ведомостям «Маркома». Тем не менее, вызывает удивление стойкое неприятие многими селебрити Суперджета при абсолютном игнорировании того, что одной из причин катастрофы могла стать плохая подготовка экипажей, вызванная экономией авиакомпании на летчиках и персонале в целом.

Безусловно, самолет еще сырой со множеством проблем, и «Век» готовит собственное расследование на эту тему. Но все же не надо забывать, что SSJ-100 одобрен авиационными властями Европы и США, которые не позволили бы летать в своем небе «гробу на колесиках».

Кроме того, отмечается, что, судя по имеющимся данным, самолет садился исправным достаточно, чтобы посадка и экипажем, и службами аэропорта считалась нормальной, а не аварийной. В частности, поэтому, вероятно, и не было заливки полосы пеной, как это делают, скажем, при посадке без шасси; не были подняты по тревоге службы аэропорта, из-за чего пожарные машины на полосе оказались через несколько минут после начала пожара, а не заранее, в ожидании посадки.

При этом, отмечая героизм экипажа, стоит все же сказать и то, что, по версии следствия, пилоты самолета SSJ-100, сгоревшего в Шереметьево, могли спасти машину и людей, если бы действовали более профессионально.

Несколько лет назад скандалом стала история с изгнанием из «Аэрофлота» «нестандартных» стюардесс. На самом же деле за ней скрывалась куда более серьезная проблема, касающаяся всего российского бизнеса в целом, но в случае с «Аэрофлотом» в критической ситуации обернувшаяся трагедией. Речь идет о том, что у «эффективных менеджеров» принято называть оптимизацией персонала.

«Сообщается, что на борту SU1492 было трое бортпроводников-героев, спасавших людей: Татьяна Касаткина, Максим Моисеев, Ксения Фогель, - пишет телеграмм-канал «Постправда». - У SSJ-100 4 аварийных выхода. Есть рекомендации Международной организации гражданской авиации (ICAO) - на каждый аварийный выход должно приходиться по БП (бортпроводник – прим. ред.)! Но почти на всех типах самолетов в «Аэрофлоте» есть БП, отвечающий за две двери. Это многолетняя практика, дающая компании экономию».

Забытые рекомендации про багаж, один бортпроводник на два выхода… Те же телеграм-каналы обращают внимание и на зарплаты персонала, явно недостаточные, чтобы удержать профессионалов.

«Посмотрите на вакансии в Аэрофлоте на hh.ru - у наземного персонала зарплаты! – рекомендует телеграмм-канал «Опер-слил», публикуя объявления с рекрутингового сайта.

«Аэрофлот» «спрятался»?

«А еще бортпроводники и пилоты работают просто на износ. Налет должен быть 80 часов. У опытных по факту часто больше. Куча длинных рейсов разворотных. Попробуйте в Новосибирск слетать и через два часа обратно. На ногах. Рабочий день часов в 15 как вам? А молодежь просто на износ используют - длинных рейсов почти не дают вообще, накидают коротких рейсов до питера и нижнего, а налета в конце месяца мало и зарплата в итоге такая, что проще в магазине трусами торговать».

И ошибки пилотов отнюдь не в открытой форточке кабины пилотов, как стараются изобразить это некоторые СМИ. Эта версия опять же выгодна лишь руководству компании, сэкономившей на подготовке пилотов, а теперь расходующей свои пиар-бюджеты на блоки в СМИ и позитивных ботов в соцсетях.

Следователи же, как сообщается, собирают данные по обучению экипажей, информацию о работе аэропортовых служб, и есть надежда на то, что расследование катастрофы приведет, как и после трагедии в «Зимней вишне», к системным выводам, которые сделают российскую авиацию более безопасной. В противном случае, обвинение в адрес пилотов станет лишь очередной данью традиции, когда именно на экипаж принято списывать все ошибки и проблемы, которые потом завуалируют аэрофлотовскими пиар-бюджетами.

*
21.03.2022 г. американская транснациональная холдинговая компания Meta признана экстремистской и запрещена в РФ. Meta Platforms Inc. является материнской компанией социальных сетей Facebook и Instagram. Facebook и Instagram также признаны экстремистскими организациями, их деятельность на территории РФ запрещена.
Реклама на веке
Грустная музыка может улучшать состояние людей с депрессией Ушла вслед за Началовой: скоропостижно скончалась Ирина Исаева